После окончания Второй мировой войны стало понятно, что у Советского Союза все еще нет легкой и мобильной зенитки, способной эффективно отражать авианалеты в первую очередь штурмовой авиации. Существовавшие на тот момент средства были или недостаточно эффективны, или слишком громоздки. Так, в 1950-е годы в СССР началась разработка зенитной артиллерийской установки ЗУ-23. На вооружение ее приняли в 1960 году и, несмотря на почтенный возраст, она используется по сей день. В чем же ее главный секрет?
Лучше всего с самоходными зенитками в годы войны было у немцев. |Фото: war-book.ru.
После окончания Второй мировой войны у Советского Союза были в целом неплохие зенитки, однако все они были слишком громоздкими и недостаточно подвижными. Несмотря на развитие реактивной авиации и ракетостроения, военные понимали, что эпоха пушечной зенитной артиллерии все еще не прошла хотя бы потому, что войскам нужны средства для защиты переднего края от низколетящих целей. И так как «война моторов» с каждым десятилетием становилась все более подвижной, военные хотели получить именно легкую зенитку, которая при этом была бы достаточно эффективна.
Механики возятся в пушкой ВЯ-23 рядом с Ил-2. |Фото: airwar.ru.
Опыт Второй мировой войны показал, что даже крупные «пулеметные» калибры вроде 12.7х108 и 14.5х114 мм не очень хорошо справляются с воздушными целями. Однако, классические зенитные «пушечные» калибры вроде 30, 34, 35 и 37 мм также походили мало – зенитка получалась слишком тяжелой. К счастью, изобретать велосипед не было никакой нужды. Военные требовали компромиссного средства, а значит и выбрать для создания зенитки следовало какой-то «компромиссный» калибр. Поэтому за основу ЗУ была взята советская авиационная пушка ВЯ-23, разработанная в 1940 году конструкторами А. А. Волковым и С. А. Ярцевым специально для проектировавшегося в тот момент штурмовика Ил-2. К слову, и ВЯ-23 и ЗУ-23 были разработаны на одном и том же предприятии – ЦКБ-14.
Пушка ВЯ в авиационном варианте. |Фото: everypony.ru.
Орудие ВЯ-23 было отличным выбором. Одноствольная автоматическая пушка, работающая на принципе отвода пороховых газов, использовала унитарный снаряд 23х152 мм, который в момент выстрела разгонялся до 905-920 м/с. Боевая скорострельность орудия составляла 550-650 выстрелов в минуту. При этом ВЯ-23 была достаточно легкой – 66 кг и не очень большой – 2.1 метра при 1.65 метра длины ствола. К тому же в распоряжении авиационного орудия уже имелась готовая номенклатура подходящих боеприпасов: 198-граммовые осколочно-зажигательные (ОЗ), 190-граммовые осколочно-зажигательно трассирующие (ОЗТ) и, конечно же, 198-граммовые бронебойно-зажигательные боеприпасы (БЗ), способные на 400 метров пробивать 25-мм броню.
ЗУ-23 создана на базе ВЯ-23. |Фото: wikiwand.com.
Принципиальной подработки ВЯ-23 в зенитном варианте не претерпела. У пушки повысили скорострельность, но при этом упростили систему охлаждения (рани снижения массы). ЗУ-23 получилась из двух спаренных авиационных пушек, установленных на станок и прицеп. Зенитка получила два короба боеприпасов и оптические прицельные приспособления. Платформа ЗУ-23 позволяет вращать зенитку на 360 градусов и принимать угол возвышения от -10 до +90 градусов. Экипаж установки составляет 5 человек. Скорострельность может достигать 2 000 выстрелов в минуту! При этом буксируемая на прицепе Т-3 зенитка может быть собрана или развернута на местности всего за несколько минут.
Поставить ЗУ-23 можно даже на внедорожник! |Фото: military-az.com.
Несмотря на то, что ЗУ-23 появилась в эпоху реактивной авиации, используется она по сей день. Причина такой уникальности и долголетия, казалось бы, исключительно примитивного зенитного средства кроется в нескольких вещах. Во-первых, ЗУ-23 исключительно универсальна. Использоваться она может как против низколетящих целей (самолеты, вертолеты, БПЛА), так и против наземных объектов. На протяжении десятилетий ЗУ-23 самым широким образом используется в качестве средства огневой поддержки: подавить огневую точку, согнать с насиженного места снайпера, прикрыть огнем пехоту или технику, обстрелять колонну противника – задачи, с которыми справится зенитка, можно перечислять еще долго. Во-вторых, ЗУ-23 очень легкая в широком смысле. Дело даже не в том, что весит она 0.95 тонны, а в том, что установить ее можно почти на любую технику: грузовики, бронетранспортеры, прицепы, подвижные лафеты, корабли и катера. Ирония в том, что создававшаяся против воздушных целей, ЗУ-23 куда чаще используется против сухопутных. А потому можно с уверенностью сказать, что не выйдет из употребления эта штука еще очень долго.
Но лучше всего - поставить на грузовик. ¦Фото: warfiles.ru.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, что представляет из себя «Шилка» по-немецки: насколько грозным оружием является немецкая ЗСУ «Гепард», о которой столько говорят.