Танк «Пантера» был разработан немецкой компанией MAN в 1942 году и пошел в серийное производство в начале 1943. Летом того же года состоялось крещение «Пантеры» огнем. Впервые применили эти танки на южном фасе Курской дуги. Тогда же немцы закономерным образом понесли и первые потери в «Пантерах» как битыми, так и захваченными. В дальнейшем Красная армия регулярная брала Панцер V в «плен» и даже сама использовала немногочисленные подразделения, укомплектованные трофейными танками.
Битая пантера на Курской дуге. |Фото: fotoload.ru.
В вермахте Панцер V «Пантера» считался средним танком, хотя во всех армиях Союзников в годы войны его классифицировали как тяжелый. Связано это было с тем, что на момент 1943 года немецкие «кошки» были заметно тяжелее и опаснее союзных танков. С массой в 44.8 тонн «Пантера» больше походила на 47.5-тонный советский КВ-1 или 44.2-тонный ИС-1. Даже британский тяжелый танк «Черчилль» весил всего 37.9 тонн, что заметно меньше, чем у «среднего» Панцер V. А сравнении с такими средними танками как Т-34, М4 «Шерман», Mk.VIII «Кромвель» - «Пантера» была тяжелее 10-15+ тонн.
Серьезная машина. |Фото: pulse.mail.ru.
Разница в массе в первую очередь была продиктована габаритами и броней. «Пантера» была почти на 1 метр длиннее основных союзных танков, а ее бронирование было в 1.5-2 раза толще. Если у Т-34-76 лоб корпуса прикрывало 45 мм стали, то у «Пантеры» это были все 80 мм. При этом у немецкого танка были крайне острые зубы: компания MAN вооружила Панцер V 75 мм танковой пушкой Kw.K. 42, которая на момент 1943 года выделялась очень высокой начальной скоростью снаряда. При стрельбе на дистанцию до 2.5 км пушка «Пантеры» обладала лучшей бронепробиваемостью не только в сравнении с союзными орудиями средних танков, но и даже в сравнении с 88 мм пушкой KwK 36 танка «Тигр». В купе с высокой точностью, хорошей настильностью огня и темпом стрельбы в 5-8 выстрелов в минуту «Пантера» на поле боя превращалась в крайне опасного противника.
Хороший танк. |Фото: mail.ru.
При всем озвученном выше «Пантера» принципиально не проигрывала союзным средним танкам и в ходовых качествах. На пересеченной местности танк двигался со скоростью 25-35 км/ч, что почти сопоставимо с темпами куда более легких Т-34, разгонявшихся на дерне до 36 км/ч. Удельная мощность «Пантеры» составляла 15.6 л.с/т, против 19.5 л.с/т у Т-34. Немецкий танк мог преодолеть 30 градусный уклон (36 градусов у Т-34), 0.9 метровую стенку (0.75 метров у Т-34), ров глубиной 2.45 метра (3.4 метра у Т-34) и брод глубиной до 1.9 метров (1.3 метра у Т-34). По шоссе немецкая кошка могла пройти до 200 км, в то время как Т-34 проходили до 380 км, при этом какой-нибудь М4 «Шерман» ходил даже меньше – 190 км без дополнительных баков.
Не слишком надежный, но очень мощный и маневренный. |Фото: fotoload.ru.
Сегодня некоторые апологеты немецкой бронетехники склонны утверждать, что «Пантера» 1943 года во многом предвосхитила послевоенное танкостроения и была куда ближе к современным ОБТ, чем к классическим средним или тяжелым танкам. Так или иначе, но и на союзных танкистов, и на союзных инженеров «Пантеры» произвели большое впечатление. Первые два трофейных танка с номерами 824 и 732 испытали на советских полигонах уже в августе 1943. В дальнейшем трофеи испытывали и на заводах.
Во многом предвосхитила современное танкостроение. |Фото: novyefoto.ru.
Первым любопытным открытием в отношении Панцер V стало то, что немецкий танк может без проблем ездить на советском бензине Б-70. На испытаниях танк удалось разогнать до 50 км/ч, инженеры отмечали очень хорошую маневренность «Пантеры» для ее массы. Крепко хвалили немецкую машину за чрезвычайно удачную конструкцию планетарного поворотного механизма. За время испытаний танк ломался 12 раз. Наименее надежным элементом конструкции был признан двигатель, который советские конструкторы сочли банально не доработанным. При этом если красноармейцы на фронте первоначально оценили «Пантеру» как «вероятно средний танк», советские конструкторы нарекли ее все-таки тяжелым, а потому на полигоне V-ка сравнивалась преимущественно с советским ИС-2.
Оружие рейха. ¦Фото: drikus.club.
Испытатели высоко оценили внутреннее устройство танка, в частности место наводчика. Место командира танка было признанно достаточно стесненным. Хуже всего оценили положение заряжающего: боекомплект, расположенный по периметру танка только, казался удачным решением, но в действительности серьезно затруднял перезарядку. До некоторых мест боевой укладки без помощи других членов экипажа заряжающий не мог добраться и вовсе. Положительно была оценена советскими конструкторами ходовая часть танка: грамотное расположение всех ее компонентов заметно упрощало обслуживание. Высоко оценили советские инженеры бронирование и форму корпуса, которая очевидно была вдохновлена таковыми у Т-34. В целом несмотря на известные проблемы с надежность танка «Пантера» получила очень высокие отзывы от конструкторов союзных стран, а в дальнейшем смогла оказать сильное влияние на все мировое танкостроение.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение читайте советские самоходки СУ-152 и ИСУ-152: в чем между ними разница и какая лучше.