Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0
Машины    



В самом конце 1941 года Красной армии удалось провести несколько удачных контрнаступлений на силы Третьего рейха. После этого в военном руководстве заговорили о том, что армии очень скоро может понадобиться качественно новая самоходная артиллерийская система, способная эффективно бороться с хорошо укрепленными огневыми позициями противника. В качестве возможного решения советские инженеры предложили поставить на самоходное шасси главную советскую гаубицу-пушку МЛ-20.


Самоходка СУ-152 на базе КВ-1 и МЛ-20. |Фото: pulse.mail.ru.

Самоходка СУ-152 на базе КВ-1 и МЛ-20. |Фото: pulse.mail.ru.


И да, и нет. И СУ-152, и ИСУ-152 – это тяжелые самоходно-артиллерийские установки. Визуально машины действительно очень похожи, во всяком случае до тех пор, пока дело не доходит до внимательного сравнения. По-настоящему общее между самоходками то, что и СУ, и ИСУ используются в качестве главного орудия 152-мм нарезную гаубицу-пушку МЛ-20С образца 1937/43 года. При этом у ИСУ-152 в отличие от СУ-152 появилось еще и дополнительное вооружение – 12.7-мм зенитный пулемет ДШК.

Учитывая, что пушка, прицел (телескопический СТ-10) и боекомплект к основному калибру у обоих самоходок были одинаковыми, то и боевые возможности отличались мало. Стреляли самоходки на расстояние до 13 км. Единственное отличие ИСУ было в том, что в последствии появились модификация «К», у которой был боезапас в 30 снарядов вместо 21, в то время как у СУ-152 боекомплект составлял 20 снарядов.

Самоходка ИСУ-152 на базе ИС-1 и МЛ-20 с пулеметом ДШК. |Фото: fotostrana.ru.

Самоходка ИСУ-152 на базе ИС-1 и МЛ-20 с пулеметом ДШК. |Фото: fotostrana.ru.


А вот чем СУ-152 и ИСУ-152 действительно отличались, так это шасси, на которое был монтирован лафет с МЛ-20. «Убийцу ДОТов» самоходку СУ-152 бросились разрабатывать в ускоренном темпе в конце 1942 года, после того как Красная армия вновь смогла провести несколько удачных наступательных операций. Подходящим шасси для гаубицы МЛ-20 было основание тяжелого танка КВ-1. В производство СУ-152 запустили в конце января 1943 года. Закономерным образом новинка унаследовала большинство родовых болячек с ходовой частью от тяжелого танка начального периода войны. Тем не менее, производство СУ-152 на базе КВ-1 продолжалось до декабря 1943 года. За это время успели выпустить 670 единиц.

Танк КВ-1. |Фото: aviarmor.net.

Танк КВ-1. |Фото: aviarmor.net.


Однако, уже в 1943 году от серийного производство танков КВ-1 отказались. Тяжелая машина больше не отвечала вызовам времени ни по вооружению, ни по бронированию. Кроме того, танки КВ испытывали постоянные проблемы с ходовой и трансмиссией. Более того, очень быстро выяснилось, что двигатель В-2К слабоват для массы 45.5 тонн.

Так или иначе, необходимость решать проблемы в конструкции СУ-152 предсказуемым образом совпала с замещением в производстве танков КВ-1 – танками ИС-1. Решение лежало на поверхности: гаубицу МЛ-20 просто стали монтировать на шасси от ИС-1. Разработали новую самоходку за несколько месяцев, после чего запустили в серийное производство в том же 1943 году.

Танк ИС-1. |Фото: warspot.ru.

Танк ИС-1. |Фото: warspot.ru.


Новая ИСУ-152 была лишена большинства проблем самоходки со старым шасси. В движение машина приводилась более мощным двигателем модели В-2ИС, имела лучшую трансмиссию и более качественное бронирование. Из-за увеличения последнего ИСУ-152 оказалась менее скоростной и поворотливой, чем СУ-152. Зато новый двигатель почти не перегружался во время работы. Хотя обе машины задумывались в первую очередь как уничтожители укреплений, они также смогли проявить себя в качестве крайне эффективных «зверобоев» - охотников на тяжелые танки и САУ Третьего рейха. Обе машины показали себя с лучшей стороны в битве на Курской дуге. Тем не менее, на заключительном этапе войны СУ-152 постепенно замещались более совершенными ИСУ. Последних было произведено 2 825 единиц. Выпускалась ИСУ-152 до 1947 года. Кстати, последней битвой легендарного советского «зверобоя» стала ликвидация последствий аварии на ЧАЭС. Там ИСУ-152 применялась в качестве тягача.

А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение темы читайте о том, почему у советской самоходки Су-122 на Курской дуге не было ни шанса против «Тигров».


Обратите внимание:







5496
8.03.2023 16:45
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё