
Во время Второй мировой войны авиаконструкторы сосредоточились на создании ударных самолётов и бомбардировщиков, но внимание уделялось не только им. Помимо них на фронте были нужны самолёты с довольно специфическими особенностями, способные работать в сложных или совсем экзотических условиях. К таким принадлежит и летающая лодка PBY Catalina. Она имела характерный силуэт и неторопливо бороздила океан, летая над его поверхностью. Этот самолёт не блистал мощным вооружением и не мог похвастаться слишком уж большой скоростью, но при этом выполнял важную роль.
Как появилась универсальная лодка

Схема PBY Catalina
В начале 1930-х годов командование американских ВМС столкнулось с проблемой, которую невозможно было игнорировать — Тихий океан оставался практически неконтролируемым пространством. А причиной тому были огромные расстояния между базами, отсутствие сети аэродромов и ограниченный радиус действия существующих самолётов. Военно-морским силам требовался самолёт, способный летать над океаном, садиться на воду, проводить многочасовые патрули и работать автономно вдали от основных сил. Заказ на создание такой машины получила компания Consolidated Aircraft, имевшая солидный опыт в проектировании летающих лодок. Инженеры под руководством Исаака Маклина Лэддона решили не изобретать что-то новое, а создали самолёт с тщательно продуманной классической компоновкой. Он имел высоко расположенное крыло, надёжный корпус лодочного типа и два мощных двигателя. Первый прототип под обозначением XP3Y-1 поднялся в воздух 21 марта 1935 года и сразу показал впечатляющие результаты.

Летающая лодка PBY Catalina
Самолёт имел отличную мореходность, его корпус уверенно держался при волнении, а специальные подкрыльевые поплавки обеспечивали устойчивость на воде. Главным же козырем стала феноменальная дальность полёта — более 4000 километров, что для середины 1930-х годов считалось выдающимся достижением. Интересно, что самолёт не требовал сложного обслуживания, а большинство ремонтов можно было проводить прямо в полевых условиях. Военные назвали разработку PBY — Patrol Bomber, подписали контракт на серийное производство, и к моменту вступления США во Вторую мировую войну флот уже располагал сотнями этих надёжных машин.
Боевая работа в океанах и морях

Каталину активно использовали во время войны
С началом войны Catalina оказалась на передовой морских сражений, а её способность часами находиться в воздухе превратила самолёт в идеального разведчика. В Тихом океане экипажи этих машин стали настоящими охотниками за японскими кораблями и подлодками. Именно Catalina в ходе сражения у Мидуэя обнаружила приближение японского флота, что позволило американскому командованию подготовиться к решающей битве. Экипажи летали далеко и долго, а некоторые вылеты длились более двадцати часов.

Кадры хроники
В Атлантике эти самолёты занимались не менее важной работой – охраняли конвои союзников от немецких подводных лодок. Catalina была не только разведчиком, она была в состоянии обнаружить субмарину и сразу же атаковать её глубинными бомбами. Особенностью этого самолёта стало использование радаров, с помощью которых можно было засечь цели сквозь облачность и в ночное время. Немецкие командиры быстро научились опасаться этих назойливых охотников. Экипажи Catalina проявляли недюжинную изобретательность. Они первыми стали применять ночные атаки, используя специальные осветительные бомбы. В Тихом океане летающие лодки часто работали с передовых баз, где условия практически не было — техники спали в палатках на берегу, а заправлялись с помощью ручных насосов.
Конструкция, двигатель и возможности

Двигателей хватало для неспешного полёта
Использованные в этом самолёте технологии своей продуманностью производили большое впечатление. Фюзеляж-лодка с водонепроницаемыми отсеками поддерживал плавучесть даже при серьёзных повреждениях, а крыло большого размаха создавало достаточную подъёмную силу для взлёта с неспокойной водной поверхности. При этом два двигателя Pratt & Whitney R-1830 Twin Wasp по 1200 лошадиных сил каждый могли сохранять крейсерскую скорость 180 км/ч при полётной массе более 15 тонн.

Универсальный гидросамолёт
Внутреннее пространство фюзеляжа приспособили под выполнение самых разных задач. За крылом располагался отсек, который можно было использовать как кубрик для отдыха экипажа, помещение для спасённых или дополнительный грузовой отсек. Самолёт можно было быстро переоборудовать из патрульного в транспортный или санитарный вариант. Его вооружение включало несколько пулемётных точек и до 1800 кг бомбовой нагрузки — торпед, глубинных бомб или морских мин. Самой же интересной была модификация PBY-5A — на неё установили убираемое трёхстоечное шасси, превратив летающую лодку в амфибию, способную садиться как на воду, так и на сухопутные аэродромы. В итоге это значительно расширило оперативные возможности — теперь самолёт можно было обслуживать на обычных авиабазах. Дальность полёта в 4000 км оставалась неизменной, что для амфибии было большим достижением.
Спасательные миссии и легендарная репутация

Каталина 5А в рабочем состоянии
«Каталину» часто использовали в спасательных операциях. Она умела садиться на воду в самых разных условиях и превратилась в настоящую летающую скорую помощь. Экипажи самолёта первыми приходили на помощь сбитым лётчикам, терпящим бедствие морякам и даже пассажирам затонувших судов. В небе Тихого океана за ними закрепилось неофициальное звание «ангелов-хранителей». Одной же из самых масштабных операций стало спасение экипажа торпедированного транспорта «Портмар» в 1944 году. Catalina совершила посадку в штормовом море и приняла на борт 27 человек, хотя расчётная вместимость не превышала 15. Самолёт с перегрузом сумел взлететь с шестибалльной волны и доставить спасённых на базу. Подобные случаи не были редкостью: пилоты часто шли на риск, зная, что другого шанса спасти людей может не представиться.

На ходу самолётов осталось немного
В Атлантике эти самолёты работали не менее эффективно. При патрулировании конвойных маршрутов экипажи постоянно отслеживали повреждения судов от атак подлодок. Своевременное появление летающей лодки спасло немало жизней моряков. Она могла не только подобрать их с воды, но и оказать медицинскую помощь. На борту обычно находился расширенный комплект медикаментов, а свободного места вполне хватало, чтобы разместить носилки с ранеными.
Долгая служба и наследие Catalina

Корпус самолёта в музее
После войны тысячи летающих лодок нашли своё место в мирной жизни. Помимо прочего, их массово переоборудовали для тушения лесных пожаров — вместительные баки позволяли нести до 3000 литров воды. В Канаде и Скандинавии эти самолёты десятилетиями обслуживали удалённые поселения, доставляя им грузы и почту. Некоторые из них работали в научных экспедициях — способность садиться на воду делала их незаменимыми во время исследований Арктики и Антарктики.

Каталина 5А
Любопытно, что последние военные «Каталины» несли службу вплоть до 1980-х годов. Бразильские ВВС использовали их для патрулирования побережья, а в Индонезии они применялись как транспортные самолёты для связи с отдалёнными островами. Ремонтопригодность и простая конструкция позволили этим радикально устаревшим самолётам пережить многие более современные машины. Механики шутили, что для ремонта Catalina достаточно молотка и пары гаечных ключей. На текущий момент около 80 экземпляров сохранились в музеях и частных коллекциях, а несколько десятков машин поддерживаются в лётном состоянии и регулярно появляются на авиашоу.
Ещё интересное с нашего канала:
Рыбный день: зачем его придумали в СССР и почему он был именно в четверг
Самолёты-амфибии и гидросамолёты могут быть чрезвычайно полезны в целом ряде случаев как военным, так и гражданским службам. Именно по этой причине в Советском Союзе, а потом и в России работа над ними никогда не прекращалась. Результат – очень интересные и необычные модели самолётов.
