Сегодня на просторах интернета можно найти немало объявлений по продаже электродвигателей для велосипедов и самокатов. При желании в мотовелосипед можно превратить почти любое транспортное средство с педалями. Вот только идея эта отнюдь не нова. В XX веке мотовелосипеды уже были достаточно популярны. Делали такие и в Советском Союзе. Львовский мотозавод и вовсе выпускал одну из самых известных и любимых в народе моделей - В-902.
Набор для улучшения велосипеда с баком и двигателем Д-4. ¦Фото: fishki.net.
Идея велосипеда с двигателем появилась в Европе еще в 1920-е годы. Тогда же появились первые двигатели. Подобные агрегаты имели ряд серьезных преимуществ. Во-первых, они имели малый вес и небольшой расход горючего. Во-вторых, они производили достаточную мощность для езды почти в любом месте. В-третьих, двигатели не требовали какой-либо переработки велосипеда. Более того, в случае демонтажа ДВС мотовелосипед просто превращался в обычный велосипед! Первопроходцами в области мотовелосипедов были немцы и французы. После окончания Второй мировой войны к «клубу» присоединился и Советский Союз.
Велосипед ЛМЗ с Д-4. |Фото: wagnerland.ru.
В середине 1950-х годов в ЦКТБ велостроения Харьковского велосипедного завода был разработан двигатель Д-4. Это был 1-цилиндровый 2-тактный бензиновый карбюраторный силовой агрегат объемом 45 куб.см. Двигатель имел воздушное охлаждение и весил 6 кг. В Советском Союзе Д-4 использовался как для заводской установки на готовые мотовелосипеды, так и продавался в качестве набора для модернизации обычного велосипеда. В дальнейшем на его основе было создано множество новых моделей мотодвигателей: Д-5, Д-7, Д-8, Д-8Е и т.д. Самым же известным «готовым» мотовелосипедом с Д-4 стала модель В-902 от Львовского мотозавода.
Хороший велосипед. |Фото: drive2.com.
Предшественник В-902 – модель 901 выпускалась некоторое время на уже упомянутом Харьковском велозаводе. Новая версия мотовелосипеда была дальнейшим развитием первоначально заложенных идей и по сути «работой над ошибками». В отличие от предшественника, львовский вариант имел усиленную жесткую раму, спаянную из труб разного диаметра на которую ставилась каретка педалей типа ХВЗ. Рычажные амортизаторы были помещены на переднюю вилку велосипеда. Присутствовала возможность регулировки жесткости пружин. В сравнении с 901-ым подвеску сделали заметно жестче. На переднем колесе появилась втулка с тормозными колодками. Регулировка натяжения цепи регулировалась при помощи специального поворотного кронштейна со звёздочкой-роликом. Были и некоторые другие более мелкие доработки.
Двигатель и педали. |Фото: autocentre.ua.
Серийный выпуск львовских В-902 начался в 1958 году в июне. В дальнейшем было произведено еще три модернизации мотовелосипеда. Производство продолжалось до 1963 года, пока модель не была полностью вытеснена с конвейера новой и еще более совершенной разработкой - МВ-042 «Львовянка», поступившей в серию еще в 1961 году и оснащавшейся двигателем Д-5.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про «Рига-7»: мопед, о котором мечтали советские мальчишки.