Советский Союз с полным правом гордился своим самолётостроением. За время своей работы конструкторские бюро смогли создать много уникальных по своим возможностям самолётов, хоть и не все из них пошли в массовое производство. Некоторые из самолётов успели собрать лишь в нескольких экземплярах, перспективные проекты по разным причинам были закрыты.
1. Су-25Т
Штурмовик Су-25./ Фото: vistat.org
Разработка одиозного штурмовика Су-25 началась ещё в 1968 году, его лётные испытания начались в 1975, а в 1987 его приняли на вооружение СССР. Штурмовик неоднократно применялся в ходе военных конфликтов и показал свои отличные качества, хоть он и имел несколько существенных недостатков. Самыми очевидными из них были слишком маленький радиус действия и большая уязвимость перед средствами противовоздушной обороны. Один же из главных недостатков был очевиден ещё во время проектных работ: штурмовик имел ограниченные возможности в поражении тяжелобронированной техники противника. Последний недостаток оказался решающим, и в 1975 году начались работы над созданием противотанковой модификации Су-25Т.
Су-25./ Фото: kfh75.ru
Правда, масштаб работ оказался чрезвычайно велик, поскольку для нового оборудования буквально не нашлось свободного места. Для размещения новой бортовой системы наведения «Шквал», способной вести бронированные цели, потребовалось превратить двухместный самолёт в одноместный, а всё пространство, занимаемое ранее вторым пилотом, отдали под размещение оборудования. К вооружению добавились ракеты «воздух-поверхность», а штатные авиационные пушки заменили на 30-миллиметровую пушечную установку ННПУ-8М. Ракеты имели телевизионную и лазерную системы наведения.
Су-25./ Фото: rutube.ru
Вот только собрать удалось около десятка штурмовиков. В то время в стране был кризис (1990 год), а основное производство очень неудачно перенесли в Тбилиси. Собранные экземпляры до сих пор находятся в эксплуатации.
2. Ил-40
Первый вариант штурмовика Ил-40./ Фото: gunsfriend.ru
После окончания Великой Отечественной войны стало более чем очевидно, что штурмовая авиация практически изжила себя. По крайней мере, в том виде, в котором она существовала до того момента. Количество сбитых штурмовиков за время войны было поистине огромным и составляло более 10 тысяч, а виной всему было их несовершенство. Они сильно устарели и не могли ничего противопоставить противовоздушным артиллерийским системам. Тогда в КБ Ильюшина и появилась мысль разработать реактивный штурмовик, более быстрый, способный маневрировать на высокой скорости и противостоять средствам ПВО.
Штурмовик Ил-40./ Фото: cont.ws
На новый штурмовик сразу запланировали установку двух компактных, но довольно мощных реактивных двигателей. При этом защите самолёта и экипажа уделили особое внимание. Штурмовик построили на основе бронекорпуса, который охватывал кабину экипажа, топливные баки и часть оборудования. Причём самая толстая броня закрывала наиболее уязвимые участки. Толщина лобового остекления составляла 124 миллиметра, а общий вес бронирования был почти две тонны. На Ил-40 установили пару 23-миллиметровых автоматических пушек, и вот они вызывали большие проблемы. Во время стрельбы пороховые газы попадали в воздухозаборники, что приводило к потере мощности двигателей или вообще к их остановке. Решение конструкторов было очень неординарным. Они вывели начало воздухозаборников на нос штурмовика, из-за чего тот приобрёл довольно комичный вид.
Штурмовик Ил-40./ Фото: cont.ws
Всего успели построить семь самолётов, включая два экспериментальных. В то время как подготовка серийного производства шла полным ходом, военное командование пересмотрело роль штурмовой авиации и приняло решение полностью от неё отказаться. В итоге осуществление проекта Ил-40 остановили, а сам самолёт забросили за ненадобностью.
3. Су-7
Памятник истребителю Су-7./ Фото: m24.ru
Наверное, это один из самых интересных самолётов во всей истории советского самолётостроения. В конечном итоге боевой самолёт Су-7 всё-таки добрался до серийного производства, несмотря на все трудности, и долгое время использовался в качестве основного истребителя Советского Союза, но это был не совсем Су-7. Это была его модификация с индексом «Б». Из-за целой серии новшеств уже практически готовый самолёт долгое время переделывался. Конструкторам пришлось потратить много сил, чтобы решить технические проблемы, возникшие из-за незапланированного вмешательства. В итоге в новой модификации изменилось шасси, добавились топливные баки и прочие модификации.
Истребители Су-7Б./ Фото: dzen.ru
Самой же интересной деталью в истребителе Су-7 был его двигатель. Его разработчикам удалось повысить его тягу без существенного увеличения массы и стоимости. В турбореактивных двигателях тягу увеличивают за счёт повышения давления воздуха, и для этого добавляют новые ступени для компрессии. Правда, мощный ТРД получается чрезвычайно дорогим и при этом тяжёлым, но специалисты конструкторского бюро смогли обойти это ограничение. Они изменили профиль лопастей вентиляторов и заставили воздух течь со скоростью, превышающей скорость звука. Благодаря сверхзвуковому компрессору удалось намного поднять мощность реактивного двигателя. Конечно, были и проблемы, например, этот реактивный двигатель так и не удалось привести к канонической форме и сохранить при этом стабильность, но благодаря ему истребитель смог преодолеть границу в две скорости звука.
Истребители Су-7Б./ Фото: livejournal.com
Су-7 был по-своему уникальным. Его планер был практически стандартным, но немалую часть фюзеляжа занимал как раз реактивный двигатель, и по этой причине истребитель называли мотором с крыльями. Его модификация Су-7Б была снята с вооружения в 1986 году.
4. Бе-10
Гидросамолёт Бе-10./ Фото: оввакул.рф
Гидросамолёты – отдельная и очень важная часть в истории государства с длинной береговой линией и большим количеством рек на его территории. Их разработке уделялось много внимания, а очередной попыткой построить мощную летающую лодку в своё время стал гидросамолёт Бе-10. Над ним работали специалисты из Таганрога, они пытались усилить самолёт при помощи реактивных двигателей. На тот момент самолёты подобного класса оснащались обычными винтовыми моторами, поэтому имели ряд существенных ограничений в дальности полёта и в грузоподъёмности. Новые реактивные летающие лодки должны были преодолевать на одной заправке как минимум 3 тысячи километров и при этом нести солидный груз в полторы тонны.
Летающая лодка Бе-10./ Фото: navy.su
В 1956 году состоялись первые лётные испытания гидросамолёта Бе-10, собранного в конструкторском бюро Бериева. Он взлетал с поверхности воды при волнении в полтора метра и садился на воду. В принципе, он показал хорошие результаты, и весь проект в целом подавал большие надежды, но во время взлёта и посадки в воздухозаборники реактивных двигателей попадала вода, а это было очень опасно. Даже небольшое её количество надёжно выводило реактивный двигатель из строя.
Летающая лодка Бе-10./ Фото: oruzhie.info
Ни одна из попыток усовершенствовать конструкцию воздухозаборников не помогла, результат всегда был одинаков. В итоге построили лишь небольшое число летающих реактивных лодок и какое-то время пытались их использовать, но потом все они были списаны. В серийное производство самолёт Бе-10 так и не попал из-за конструктивных недостатков.
За всё время существования ОКБ Сухого его специалисты создали немало боевых самолётов, а некоторые из них находятся в эксплуатации по сей день.