Советское авиастроение никогда не знало отдыха, поэтому летательный аппарат, который еще вчера считался самым новым и надежным, уже завтра старались заменить еще более совершенной модификацией. Именно эта участь едва не постигла ставший легендарным Ан-2 - за проектирование его «потомка» Ан-14 взялся лично глава конструкторского бюро. Вот только в этот раз попытка дала осечку: «Аннушку», как ласково называли в народе Ан-2, и сегодня можно увидеть в небе, а вот о неудавшемся заменителе с не менее запоминающимся прозвищем «Пчёлка» уже практически никто и не помнит.
«Пчёлка» с не самой интересной историей. /Фото: aviadejavu.ru
История этого малоизвестного самолета началась в конце пятидесятых годов прошлого века. Именно тогда Олег Антонов решил создать новый многоцелевой самолет, который должен был стать заменой Ан-2. Им стал легкий транспортный Ан-14, которому дали меткое прозвище «Пчелка». Внешний вид самолета действительно оправдывал такое название - машина обладала коротким фюзеляжем, длинными крыльями и сдвоенными рулями направления. А вот в кодификации НАТО он именуется куда менее поэтично - Clod, что в переводе с английского означает «Глыба».
Чертежи комплектующих Ан-14. /Фото: sovplane.ru
«Пчёлка» обладала целым рядом полезных функций: возможность взлетать и садиться с неподготовленных грунтовых полос, хорошая грузоподъемность - 680 килограмм или 9 пассажиров, а погрузка проходила без особых усилий благодаря двери с откидной крышкой. Кроме того, самолет поднимали в воздух два поршневых радиальных двигателя Ивченко АИ-14РФ, которые делали полет самолета стабильным. А на шасси в зимнее время года можно было установить лыжи.
Машина была многообещающей. /Фото: aereo.ru
Еще одним безусловным плюсом «Пчёлки» была безопасность и доступность управления для летчиков средней и низкой квалификации. По данным редакции Novate.ru, об этом самолете распространились слухи, что полет на нем не станет проблемой даже для обычного советского тракториста или водителя крупнотоннажного грузовика. Всего Ан-14 было произведено 340 экземпляров, не считая трех опытных прототипов, на одном из которых, в частности, был совершен первый полет 14 марта 1957 года.
Ан-714 во время экспериментальных полетов. /Фото: airwar.ru
Конструктор Антонов не остановился на разработке только одной модификации «Пчёлки» - всего их было чуть больше десятка. Пожалуй, самой известной моделью из всех был Ан-714, который отличался заменой колёсного шасси на большие подушки. Таким образом, эта модификация потенциально была способна приземлиться в любом месте. Разработки в этом направлении продолжались: к примеру, модель Ан-14Ш была, по сути, летающей лабораторией для испытаний шасси на воздушной подушке. Правда, путного ничего из этой затеи не вышло.
Один из сохранившихся Ан-14. Фото: oruzhie.info
Впрочем и сама «Пчёлка» оказалась неспособной выдержать конкуренцию Ан-2, который первый и должен был заменить. Причина создания такой ситуации крылась в том, что машина была недоработанной. Несмотря на все удачные конструктивные решения, которые в нем применили, он не мог не то, что превзойти, но даже догнать «Аннушку» по ряду показателей, как, например, той же грузоподъемности.
PZL M-28B - польская модификация Ан-14, которая выпускается и сегодня. /Фото: wikipedia.org
Именно поэтому после двух лет серийного производства, в 1968 году, Антонов снял машину с конвейера. Правда, именно на ее основе были построены и пущены в производства модели Ан-28, которая представляла собой удлиненную турбовинтовую версию «Пчёлки» и собиралась на заводе PZL, в Польше, а также самолет региональных авиалиний АН-38. А вот оригинальные самолеты сегодня уже мало кто вспомнит: большинство из них давно порезали на металл, а те, что остались, и они не летают уже, тихо доживая свой век на заброшенных аэродромах.
Хочешь узнать больше о самолетах знаменитого советского конструкторского бюро? Тогда читай: Дети Антонова: лучшие самолеты СССР и Украины под маркой АН