Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0




Эволюция военных самолётов началась в период Первой мировой войны, и конструкторам приходилось постоянно придумывать что-нибудь новое. В какой-то момент появился весьма оригинальный механизм, позволивший пилоту вести огонь прямо сквозь несущий винт. Правда, до сих пор у многих возникает большой вопрос: как этого добились и, главное, для чего так всё усложнили.


Первые шаги в авиации

Аэроплан Фарман./ Фото: авиару.рф

Аэроплан Фарман./ Фото: авиару.рф


Военные впервые взглянули на самолёты не как на диковинку, а как на инструмент ведения войны в самом начале XX века. К тому моменту небо уже принадлежало дирижаблям и воздушным шарам, но лёгкие и манёвренные аэропланы предлагали нечто большее — скорость и возможность быстро менять направление. Самолёты ещё не обладали прочными корпусами и мощными двигателями, но уже могли выполнять разведывательные задачи, а позже — вмешиваться в боевые действия.

Самолёт Блерио./ Фото: airwar.ru

Самолёт Блерио./ Фото: airwar.ru


В первые годы военной авиации основная задача пилотов сводилась к наблюдению за передвижением войск. Лёгкие монопланы и бипланы с открытой кабиной, вроде «Фармана» или «Блерио», поднимались в воздух, чтобы сообщать о расположении противника. Ни о каком вооружении на этих машинах речь не шла, но вскоре выяснилось, что одних глаз и картографических зарисовок недостаточно. Когда два самолёта встречались в воздухе, их экипажи могли лишь размахивать руками друг другу, но уже тогда становилось очевидно, что небо скоро станет новой ареной для сражений.

Первое вооружение

Самолёты в Первую мировую./ Фото: dzen.ru

Самолёты в Первую мировую./ Фото: dzen.ru


Как только стало ясно, что противник тоже использует авиацию для разведки, начались попытки помешать ему любыми возможными способами. Первые пилоты брали с собой в полёт простейшее оружие: револьверы, карабины, винтовки. Воздушный бой напоминал скорее дуэль, чем полноценное сражение. Пилот одной машины пытался прицелиться в противника, сидя в раскачивающейся и трясущейся кабине, пока тот, в свою очередь, делал всё возможное, чтобы уйти от пуль. Правда, попасть при этом было очень сложно по вполне понятным причинам, и воздушная дуэль превращалась в безрезультатный обмен выстрелами.

Пулемёт Максима на самолёте./ Фото: dzen.ru

Пулемёт Максима на самолёте./ Фото: dzen.ru


В ход шли не только пистолеты и ружья, было и другое оружие, предназначенное для ударов по наземным целям. Популярностью пользовались даже обычные металлические дротики, которые пилоты сбрасывали сверху на вражеские аэропланы или позиции на земле. Позже на борту стали появляться пулемёты, но их установка на ранних машинах оказалась далеко не простой задачей. На некоторых моделях стрелок размещался в задней части фюзеляжа из-за рисков повредить собственный самолёт, но в таком случае огонь можно было вести только назад, что снижало эффективность использования пулемётов. Попытки установить оружие на крыльях или перед кабиной пилота наталкивались на конструктивные ограничения: самолёт должен был оставаться управляемым и сохранять баланс, а это сделать было очень сложно. Сам по себе самолёт был сравнительно лёгким, и пулемёт вместе с боеприпасами мог только мешать. Тогда-то и возникла идея установить пулемёт по центру самолёта, но это повлекло за собой большую проблему, с которой пришлось справляться инженерам: как разместить пулемёт в передней части, если прямо перед ним вращается пропеллер.

Пулемёт для самолёта

Это было очень неудобно./ Фото: guns.ru

Это было очень неудобно./ Фото: guns.ru


Первые попытки решения этой проблемы были, мягко говоря, экспериментальными. Один из методов заключался в установке пулемёта сверху — так, чтобы он стрелял над пропеллером. Но этот вариант подходил не для всех самолётов, и стрелять приходилось под очень неудобным углом. Тогда инженеры пошли другим путём: начали защищать пропеллер металлическими пластинами, которые устанавливали на лопасти в местах возможного попадания пуль. Такая схема действительно позволяла вести огонь, но пули, рикошетя от стальных пластин, всё же могли повредить винт или даже сам самолёт. К тому же боеприпасы тратились по большей части впустую.

Пулемёт над пропеллером./ Фото: авиару.рф

Пулемёт над пропеллером./ Фото: авиару.рф


Другие решения выглядели ещё более рискованными. К примеру, были попытки устанавливать пулемёты сбоку от фюзеляжа, но такой вариант создавал дисбаланс и мешал пилотированию. Некоторые инженеры пытались направлять огонь под углом, используя специальные кронштейны, но это усложняло прицеливание и снижало точность. Казалось, что удобного варианта просто не существует, пока не появилась идея синхронизировать работу пулемёта с пропеллером.

Пулемёт синхронизировался с винтом./ Фото: pinterest.com

Пулемёт синхронизировался с винтом./ Фото: pinterest.com


Система синхронизации пулемёта с вращением несущего винта стала идеальным вариантом. Её суть заключалась в том, что оружие стреляло только в тот момент, когда между лопастями оставалось свободное пространство. Первыми такую конструкцию довели до работоспособного состояния французские инженеры, но по-настоящему эффективную схему создал немецкий конструктор Энтони Фоккер. Он разработал механизм, который через систему тяг и шестерёнок соединял пулемёт с двигателем. Теперь, когда пилот нажимал на спуск, пули проходили точно между лопастями, не задевая их.

Система синхронизации с винтом./ Фото: wikipedia.org

Система синхронизации с винтом./ Фото: wikipedia.org


Появление синхронизированного пулемёта изменило воздушную войну. Теперь пилот мог вести прицельный огонь, не беспокоясь о том, что повредит собственный самолёт. Такая система быстро распространилась, и вскоре её начали использовать почти все страны, участвовавшие в Первой мировой войне. Воздушные бои приобрели совершенно иной характер: сражения уже не сводились к хаотичным перестрелкам с борта на борт, а превращались в настоящие дуэли, где выигрывал тот, кто был быстрее, точнее и хладнокровнее.

С двумя пулемётами./ Фото: author.today

С двумя пулемётами./ Фото: author.today


Разработка синхронизатора дала начало новой эре воздушного боя. С каждым годом она совершенствовалась, механизмы становились надёжнее, а пилоты получали всё больше тактических возможностей. Уже к концу войны появились многопулемётные установки, которые могли вести огонь синхронно с несколькими винтами. Это дало авиации новый уровень боевой эффективности. Спустя десятилетия идея синхронизации устарела, уступив место вооружению, размещённому в крыльях или на подвесах, но сам принцип взаимодействия оружия и конструкции самолёта заложил основу для развития воздушных боевых машин будущего.

Современные системы вооружений для боевых самолётов прошли долгую эволюцию, и теперь их вообще прячут внутри самолёта. К примеру, в истребителе F-35 такая мера помогает снизить заметность для радаров.


Обратите внимание:







349
17.03.2025 23:37
В закладки
Версия для печати