Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

Летающая «Рама» – как незаметный самолет стал глазами вермахта




Во времена Второй мировой авиаконструкторы ставили интересные эксперименты, пытаясь создать лучший в своём роде самолёт, превосходящий противника. Интересно, что немецкие специалисты в этом плане шагнули далеко вперёд и смогли построить несколько по-настоящему интересных машин. Одна из таких – Focke-Wulf Fw 189. Самолёт имел довольно необычную конструкцию, был почти неизвестен широким массам, но причинял большие проблемы на поле боя.


Воздушный наблюдатель

Схематичное изображение Focke-Wulf Fw 189

Схематичное изображение Focke-Wulf Fw 189


К концу 1930-х годов немецкие военные в полной мере осознали, что бомбардировщиков и истребителей на поле боя недостаточно. Артиллерии и пехоте нужны были точные данные о положении противника, и получать их следовало прямо с воздуха. По этой причине люфтваффе запустили программу по созданию лёгкого самолёта тактической разведки, способного долго находиться в воздухе, работать на малых скоростях и обеспечивать экипажу отличный обзор.

Самолёт имел странную конструкцию

Самолёт имел странную конструкцию


Проект, разработанный под руководством Курта Танка в компании Focke-Wulf, был не самым мощным и не самым быстрым, но подходил идеально. Он имел почти полностью застеклённую кабину и давал отличный обзор без слепых зон, а простая и лёгкая конструкция делала самолёт устойчивым даже на предельно малой высоте. Первые прототипы поднялись в небо уже в 1938 году и сразу же понравились военным. Среди пилотов он получил неофициальное прозвище Uhu (Филин) за свой внешний вид и плавный полёт. На фоне мощных истребителей Fw 189 казался хрупким и миниатюрным. Он не мог выполнять роль ударного самолёта, зато мог работать как незаменимый наблюдатель, чью роль было сложно переоценить.

Конструкция, которая работала

Одна из главных черт - небольшой вес

Одна из главных черт - небольшой вес


Со стороны Focke-Wulf Fw 189 действительно напоминает раму от окна — две тонкие балки хвостового оперения, аккуратные обводы и застеклённая кабина посередине. Конструкция была простая, но продуманная, в ней сознательно отказались от классической схемы, выбрав двухбалочную с центральной гондолой. Такой подход позволил вынести хвостовое оперение назад, освободить обзор пилотам и наблюдателю и при этом сохранить отличную устойчивость в полёте. Прозрачная кабина была настоящим достижением для своего времени. Стеклянные панели образовывали купол, из которого экипаж мог смотреть почти во все стороны без ограничений. Наблюдатель получал панораму фронта, а пилот — полный контроль над обстановкой. При этом гондола оставалась достаточно лёгкой.

Самолёт нёс минимальную нагрузку

Самолёт нёс минимальную нагрузку


Два двигателя Argus As 410 по 465 лошадей каждый не могли сделать самолёт быстрым, но здесь скорость и не требовалась. Он летал медленно, устойчиво и могла почти зависать над районом боевых действий для точного наблюдения и корректировки, а большая площадь крыла позволяла спокойно держаться в воздухе, даже если один двигатель выходил из строя. Машина могла возвращаться на базу с повреждениями, которые для других самолётов стали бы фатальными. Со временем именно этот характерный силуэт — широкие крылья, остеклённая гондола и хвостовые балки — стал легко узнаваемым на Восточном фронте. Советские солдаты быстро дали ему прозвище «Рама», которое прижилось крепче заводского индекса.

Глаза вермахта на Восточном фронте

Конструкция позволяла без проблем вести наблюдение

Конструкция позволяла без проблем вести наблюдение


Когда началась война против СССР, Focke-Wulf Fw 189 оказался на своём месте. Восточный фронт требовал постоянного наблюдения: линия фронта растянулась на тысячи километров, и без точной информации механизированные колонны и артиллерия действовали вслепую. Именно «Рама» обеспечивала немцам постоянное присутствие в воздухе. Она не штурмовала цели и не вела воздушные бои, она наблюдала, корректировала и передавала координаты. Это было не менее важно, чем действия боевых колонн на земле.

Стеклянная кабина - одна из особенностей

Стеклянная кабина - одна из особенностей


Fw 189 умел работать там, где более крупные самолёты были бессильны. Он легко держался на малой высоте, выполнял развороты над линией фронта и зависал над районом, где шла артподготовка или перемещались советские войска. С земли он казался уязвимым: тихоходный, не бронированный, без серьёзного вооружения, но на деле сбить его было не так просто. Манёвренность и малая скорость работали на него: истребителям, особенно советским Як-1 и ЛаГГ-3, было трудно прицелиться по цели, которая легко меняла курс и буквально висела у самой земли. Главную же опасность представлял зенитный огонь.

Самый большой недостаток - тихоходность

Самый большой недостаток - тихоходность


Большинство «Рам» базировались прямо у линии фронта и работали по звонку. Чаще всего их вылетами сопровождали артиллерийские удары, а наблюдатель на борту передавал корректировки по радио. Если же начиналось наступление, экипаж мог вовремя засечь движение колонн и предупредить командиров. Как результат – сухопутная армия получала большое тактическое преимущество. На фронте самолёт быстро заработал репутацию назойливого и живучего разведчика. Были нередки случаи, когда машина возвращалась на аэродром с перебитыми элементами крыла или хвостовых балок. Для советских же войск «Рама» была постоянным источником проблем.

Неизвестный самолёт

Место стрелка

Место стрелка


При всей своей эффективности Focke-Wulf Fw 189 не стал героем газет и кинохроники, и в отличие от истребителей Bf 109 или пикировщиков Ju 87, его не изображали на плакатах. Он был рабочей лошадкой фронта, не предназначенной для громких побед. За годы войны построили более восьмисот машин — достаточно, чтобы плотно прикрыть все ключевые участки фронта, но не настолько много, чтобы говорить о какой-то массовости. Основными его модификациями были Fw 189 A-1 и A-2, которые отличались составом оборудования и мелкими конструктивными доработками. Часть самолётов получила дополнительное вооружение в виде оборонительных пулемётов и усиленных бронепанелей, но по своей сути они оставались тем же тихоходными разведчиками. Существовали и редкие варианты для ночных операций и спасательных миссий.

Внутри кабины

Внутри кабины


Помимо Германии, «Раму» использовали и в армиях союзников Третьего рейха — в Словакии, Венгрии и Румынии. Производство велось не только в Германии, но и на заводе Aero Vodochody в Чехии. После захвата аэродромов на Восточном фронте несколько самолётов достались СССР в исправном состоянии. Советские инженеры внимательно изучили трофейные машины, а некоторые даже использовали для собственных нужд. После окончания войны судьба этих самолётов оказалась такой же незаметной, как и их служба. Часть утилизировали, часть попала в музеи и учебные центры, и лишь единичные экземпляры сохранились до настоящего времени, и то в основном в разобранном виде или как восстановленные экспонаты.

Удивительная эффективность незаметного игрока

Небольшие бомбы

Небольшие бомбы


На фронте значение Focke-Wulf Fw 189 сложно было переоценить. Он не сбивал самолёты противника, не разносил танковые колонны, но без него многие операции шли бы вслепую. Его активно использовали штабы и артиллерия, он не нуждался в прикрытии и являлся одним из главных источников тактической информации. Особенно ценным он был в непогоду и при ограниченной видимости. Хороший обзор из кабины и устойчивость в полёте позволяли работать даже в то время, когда штурмовики и истребители оставались на земле. Наблюдение могло вестись непрерывно, и советским войскам они причиняли много хлопот.

Focke-Wulf Fw 189

Focke-Wulf Fw 189


Иногда «Раму» использовали не по прямому назначению, к примеру, для лёгких штурмовых налётов. Она имела небольшую массу и хорошую управляемость, поэтому могла сбрасывать лёгкие бомбы или действовать в прифронтовой зоне, где более тяжёлым самолётам находиться было опасно. Правда, о роли Fw 189 быстро позабыли, и сейчас его редко вспоминают за пределами кругов авиационных энтузиастов и историков

Ещё интересное с нашего канала:

Рыбный день: зачем его придумали в СССР и почему он был именно в четверг



Среди немецких разработок в этой области были и другие самолёты, которые либо опередили своё время, либо оказались настолько удивительными, что привлекают к себе внимание даже сегодня. Один из них – это огромный летающий сарай – Me 323. Самое большое впечатление производят его размеры и крайне необычный внешний вид.

Обратите внимание:

0
2777
Версия для печати