Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0




Авианосец – мощное ударное оружие, которым Соединённые Штаты пользовались не раз и не два для подавления своих противников. Это оружие хорошо себя зарекомендовало в локальных конфликтах, и Штаты построили много таких кораблей. Поэтому возникает большой вопрос: почему Советский Союз, а потом и Россия не имеет своих авианосцев?


Ударная единица

Авианосец USS John c. Stennis./ Фото: dzen.ru

Авианосец USS John c. Stennis./ Фото: dzen.ru


Для Соединённых Штатов авианесущие корабли стали отличным средством, при помощи которого они могут угрожать ударами по другим странам, даже если те находятся в глубине материка. Авианосец несёт на себе несколько десятков истребителей морского базирования, несколько вертолётов, самолёт разведки и прочую технику, которая может понадобиться на море или на суше. По сравнению с другими кораблями авианосец огромен, и у него на борту находятся такие же большие склады с топливом и боеприпасами для самолётов. Поэтому истребители и могут наносить множество ударов за короткое время, возвращаясь на базу, чтобы заправиться и пополнить вооружения. Вместе с авианосцем обычно присутствует несколько кораблей поменьше и подводная лодка, которые занимаются защитой авианесущего корабля, поскольку у того практически нет никакого вооружения, за исключением нескольких противовоздушных систем.

Авианосная ударная группа./ Фото: habr.com

Авианосная ударная группа./ Фото: habr.com


Соединённым Штатам настолько понравились авианосцы, что они не пожалели денег и построили их аж 11 штук. Конечно, строились они не одно десятилетие и не за один раз, да и стоил такой парк баснословно дорого. Зато Америка получила средство, при помощи которого может контролировать не только всю Атлантику, но и страны, расположенные на побережье. Поэтому у всех, кто знаком с ударной мощью авианосной группы, появляется вполне резонная мысль, что России тоже неплохо бы иметь подобную технику.

Бесполезные корабли

Линейный крейсер «Измаил»./ Фото: dzen.ru

Линейный крейсер «Измаил»./ Фото: dzen.ru


Долгая и печальная история с авианосцами началась ещё в 1927 году, когда был утверждён план по переоснащению линейного крейсера «Измаил» в полнофункциональный авианосец. Линкор ещё не был достроен и создавался с 1913 года, поэтому его вполне можно было переделать, но по настоянию некоторых военных проект забросили. На него просто не было средств, а другие направления работы требовали большого внимания. Впоследствии, уже после окончания Великой Отечественной войны, о создании средств морского базирования для авиации опять заговорили, но о создании полноценных авианосцев речи уже не шло. Не то чтобы Советский Союз не хотел получить в своё распоряжение подобные корабли, но военные не могли ответить на два главных вопроса: зачем им вообще нужны авианосцы и как их использовать?

Пролив Босфор./ Фото: wikipedia.ru

Пролив Босфор./ Фото: wikipedia.ru


Страна была большой, и через некоторое время после завершения войны она вполне могла себе позволить строительство такой военной техники. Денег было достаточно, ресурсы были в наличии, специалисты имелись, а производственные мощности можно было отстроить. Не было только смысла. В северных морях подобный корабль бесполезен, поскольку его очень сложно эксплуатировать и обслуживать в настолько сложных климатических условиях. Хотя именно здесь авианосец был бы полезен, поскольку с этой стороны довольно близко находятся границы потенциальных врагов. В свою очередь, в Чёрном море авианосец совершенно бесполезен, поскольку на черноморском побережье воевать было попросту не с кем. Это был бы бесполезный большой корабль, на эксплуатацию которого ежегодно уходит целое состояние даже в том случае, если он просто стоит на месте, а с его палубы не взлетают истребители. Впрочем, была ещё одна причина: выйти из Чёрного моря для выполнения любых боевых задач авианосец всё равно бы не смог.

Пролив Босфор./ Фото: silverswim.ru

Пролив Босфор./ Фото: silverswim.ru


Выбраться из Чёрного моря советские корабли могли только одним путём: через два пролива, Босфор и Дарданеллы, а также через Мраморное море. Никакого другого пути не существует. Хоть их размера вполне достаточно, чтобы пропустить нечто столь большое, как авианосец, но проход через пролив Босфор строго лимитирован Конвенцией Монтрё (договором), которая была заключена ещё в 1936 году. Согласно этому договору, через пролив не могут проходить военные корабли больше определённого размера и водоизмещения. Даже если и построить авианосец, то он окажется заперт в Чёрном море, что превратит его в один из самых бесполезных кораблей в мире.

Иллюзия авианосца

Тяжёлый авианесущий крейсер «Тбилиси»./ Фото: youtube.com

Тяжёлый авианесущий крейсер «Тбилиси»./ Фото: youtube.com


Как бы то ни было, но идея обладать плавучей базой для боевых самолётов казалась слишком заманчивой, чтобы отказываться от неё просто так. Помощь такого корабля в военных конфликтах была бы неоценима, и советское военное командование решило создать своеобразный компромисс между боевым крейсером и авианосцем. От крейсера корабль получал вооружение и вполне мог самостоятельно принимать участие в сражениях, а от авианосца – место базирования самолётов. Конечно, тяжёлый авианесущий крейсер не смог бы заменить полноценный большой авианосец, но имел бы намного больше возможностей, чем корабль стандартной конструкции. Был и ещё один плюс: авианесущий крейсер имел гораздо меньшие размеры и водоизмещение, поэтому вписывался в ограничения и вполне мог пройти через Босфор.

«Адмирал Кузнецов»./ Фото: interfax.ru

«Адмирал Кузнецов»./ Фото: interfax.ru


Сейчас построенные в то время тяжёлые авианесущие крейсеры «Новороссийск», «Киев», «Адмирал Горшков», «Минск» и «Адмирал Кузнецов», а также не полностью построенные «Ульяновск» и «Варяг» некоторые стали называть авианосцами, но делать так – большая ошибка. Между ТАКР и авианосцами есть существенная разница, а само существование авианесущих крейсеров до сих пор вызывает большие споры. По своей сути они являются гибридом со всеми вытекающими последствиями, то есть имеют недостатки обоих типов кораблей, а их функционал серьёзно ограничен.

«Адмирал Кузнецов»./ Фото: ria.ru

«Адмирал Кузнецов»./ Фото: ria.ru


«Советские авианосцы» сочетали в себе несочетаемое, поэтому проблемы с ними начались ещё во время их строительства. Так, палуба авианесущего крейсера оказалась слишком короткой, чтобы истребитель мог как следует разогнаться и набрать высоту после взлёта. До конца эту проблему так и не решили, обошлись созданием увеличенного «трамплина», поднятого под увеличенным углом. Специально для оснащения ТАКР пытались создать истребители морского базирования с вертикальным взлётом и посадкой, но они оказались тяжёлыми и имели большой расход топлива. В итоге им увеличили баки и уменьшили вооружение, поэтому самолёты летали недалеко и не могли как следует атаковать. Также пытались построить паровую катапульту для запуска самолётов, но в итоге этот проект забросили.

«Адмирал Кузнецов» в доке./ Фото: vk.com

«Адмирал Кузнецов» в доке./ Фото: vk.com


В итоге на плаву остался только «Адмирал Кузнецов», остальные были списаны, порезаны на металл или проданы. Этот же проходит модернизацию и его обещают в скором времени вернуть в строй. Вполне возможно, что большая часть технических проблем с наличием новых технологий будет устранена, а сам корабль окажется очень полезным. Пока что о нём ничего не известно, и новых авианесущих крейсеров Россия строить не собирается, да и авианосцев. Ограничения остались такими же, а с наличием современных противокорабельных ракет риски для настолько большой и неподвижной цели постоянно растут.

За долгую историю своего существования авианосцы успели продемонстрировать свои возможности, а некоторые из них выделились благодаря своим большим успехам.


Обратите внимание:







2028
13.12.2024 18:00
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё