Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0




Для обычного человека танки – очень необычная и загадочная техника, которую мало кто видел в повседневной жизни и практически ничего о ней не знает. Именно поэтому вокруг тяжёлой бронетехники возникает много мифов и легенд даже среди тех, кто хоть немного осведомлён о сути вопроса. К примеру, очень много возникло вопросов и предположений, когда появились танки Т-80, обвешанные «резиновыми ковриками».


Резиновые украшения

Резиновые экраны на Т-80У./ Фото: wikipedia.org

Резиновые экраны на Т-80У./ Фото: wikipedia.org


Танк Т-80 давно стоит на вооружении советской (российской) армии и успел побывать в самых разных уголках огромной страны. Правда, в его облике в какой-то момент произошли неуловимые изменения, и танк стал выглядеть несколько по-другому. Конструктивных изменений в нём не произошло, но на нём почему-то появились резиновые коврики, прикрученные в разных местах к корпусу. Они закрывали верхнюю часть гусениц своеобразным защитным кожухом, закрывали часть пространства под днищем между гусеницами, их даже повесили по краю башни. Ладно, если подобное украшение появляется на автомобиле и защищает от брызг из-под колёс, но совершенно непонятно, что оно делает на танке. Именно поэтому вокруг резиновых экранов разгорелось много споров, и звучащие предположения были одно чуднее другого.

Резиновые экраны на Т-80У./ Фото: feniksklub.ru

Резиновые экраны на Т-80У./ Фото: feniksklub.ru


1. Дополнительная защита от кумулятивных снарядов. Это было совсем уж нелепое предположение, поскольку слишком уж мягкая резина не смогла бы принять на себя удар снаряда или противотанковой ракеты.
2. Уменьшение радиолокационной заметности. Конечно, ни о какой маскировке от радаров речи не шло, ведь резина не умеет поглощать электромагнитное излучение, поэтому и превратить танк в «стелс» не сможет.
3. Маскировкой от тепловизоров этот обвес тоже не занимался, поскольку он вообще ничего не закрывал.
Тем не менее резиновая юбка появилась не просто так, она выполняла важную функцию, хоть широким массам об этом и стало известно позднее. Она действительно защищала танк, но не от снарядов, ракет или радаров, а от банальной и вездесущей пыли.

Самый большой мелкий враг танка Т-80

Газотурбинный двигатель Т-80./ Фото: dzen.ru

Газотурбинный двигатель Т-80./ Фото: dzen.ru


Т-80 – единственный построенный в Советском Союзе танк, оснащённый газотурбинным двигателем, причём появился он раньше «Абрамса». Военные были по-настоящему впечатлены способностью ГТД при сравнительно небольшом размере выдать чрезвычайно большую мощность, поэтому решили попробовать установить его на танк. В танке на счету каждый килограмм, и чем меньше будет весить базовая конструкция, тем больше можно будет нарастить броню или вооружение без существенного роста общей массы. Танк в результате полностью оправдал ожидания, хоть у новой силовой установки и был просто огромный расход топлива, но эту проблему кое-как смогли решить. Танк отлично себя показал, а новая силовая установка имела неплохой ресурс, да и капризничала примерно так же, как и обычный дизельный двигатель. Впрочем, так было ровно до тех пор, пока Т-80 не попал в пустыню, и здесь начались серьёзные трудности.

МТО танка Т-80./ Фото: dzen.ru

МТО танка Т-80./ Фото: dzen.ru


В работе газотурбинного двигателя есть несколько важных особенностей. И одна из них – это огромное потребление воздуха, оно примерно в четыре раза больше, чем у аналогичного дизельного мотора. Весь этот объём прогоняется через камеру сгорания, поэтому к чистоте воздуха предъявляются довольно высокие требования. Проблема же заключалась в том, что конструкторы изначально не рассчитывали на эксплуатацию в условиях пустыни, где большое количество пыли в воздухе – абсолютно нормальное явление.

Чистка фильтра танка Abrams./ Фото: topwar.ru

Чистка фильтра танка Abrams./ Фото: topwar.ru


Возможно, всё сложилось бы иначе, если бы на танке стояли эффективные фильтры, способные убрать мельчайшую пыль, но советские конструкторы (по указанию военных) работали по принципу «дёшево и сердито», поэтому даже речи не заходило о том, чтобы снабдить танк дорогостоящими системами очистки воздуха. Вместо этого на танк установили системы фильтрации циклонного типа, наподобие тех, что сейчас массово ставят на пылесосы. Они отлично справляются с песком и с довольно крупной пылью, но перед мелкими частицами величиной около двух микрометров такие фильтры бессильны.

Танк в пустыне./ Фото: youtube.com

Танк в пустыне./ Фото: youtube.com


К сожалению, именно такой пыли в пустыне очень много, и во время движения танки поднимают в воздух большие пыльные облака. Мелкодисперсная пыль практически ничего не весит, поэтому она перемещается с потоками воздуха и легко попадает внутрь газотурбинного двигателя. В самом ГТД топливо вместе с воздухом сжигается в камере сгорания, а высокотемпературные газы легко плавят пыль, и та потом оседает на стенках и лопастях, образуя сплошную каменную корку. Разумеется, это не идёт на пользу двигателю. Всё это уменьшает ресурс двигателя, снижает выходную мощность и делает работу силовой установки очень нестабильной. Сперва эта проблема казалась нерешаемой, ведь без глобальной модернизации танков Т-80 на них невозможно было установить новые, более эффективные фильтры, да никто и не собирался этого делать. Проблему решили по-другому, как раз при помощи тех самых резиновых накладок.

Аэродинамика бывает не только у самолётов

Резина на Т-80У./ Фото: warthunder.ru

Резина на Т-80У./ Фото: warthunder.ru


Поскольку пыль невозможно было отфильтровать физически, конструкторы решили бороться не с ней, а с потоками воздуха, который и нёс частицы мелкодисперсной пыли. Танк Т-80 поместили в аэродинамическую трубу, чтобы изучить его аэродинамику, а потом уже решить, где, как и что можно исправить. По итогам исследований получилась очень интересная картина: аэродинамические потоки огибали корпус танка, создавали завихрения и затягивались внутрь через воздухозаборники. Разумеется, вместе с пылью. Поскольку слишком сложных модификаций никто делать не собирался, вопрос решили менее радикальными и недорогими методами.

Танк Т-80У./ Фото: mail.ru

Танк Т-80У./ Фото: mail.ru


Первое, что сделали конструкторы, так это перенесли воздухозаборники из задней части наверх. Таким образом можно было избежать попадания в двигатель большей части пыли. Над гусеницами сделали резиновые экраны, они не позволяли слишком далеко разлетаться пыли, которую поднимал танк во время движения. У фартука в передней части тоже была своя функция: с его помощью направляли поток воздуха по бокам от танка, избегая таким образом появления завихрений. Резиновые накладки на башне тоже повышают обтекаемость и не позволяют воздушным потокам добираться до воздухозаборников.

Танк Т-80У./ Фото: pinterest.com

Танк Т-80У./ Фото: pinterest.com


Хоть изменения и были небольшими, результат превысил все ожидания, а время работы газотурбинного двигателя удалось увеличить в три раза. Конечно, были и существенные ограничения. К примеру, наибольшую эффективность резиновые экраны показывали, если танки были на марше и ехали один за другим, но при этом много пыли всё равно попадало в воздухозаборники во время обычного маневрирования. Экраны в таких условиях работали плохо. Как бы то ни было, больше ни один танк не получил столь масштабной защиты от пыли, в этом не было никакой потребности, да и не вся серия Т-80 может похвастаться такими украшениями. Только на серию Т-80У установили все воздушные экраны и новые воздухозаборники.

На американских танках «Абрамс» тоже стоят газотурбинные двигатели, но они намного прожорливее, дороже в обслуживании и ремонте.


Обратите внимание:







1774
12.11.2024 08:07
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё