В советскую эпоху гонка вооружений с западными странами была одной из важнейших составляющих развития промышленности, в особенности - военной. Впрочем, то же самое происходило и по другую сторону противостояния. Поэтому обе сверхдержавы стремились не только развивать собственные технологии, полагаясь только на свой опыт, но и как можно ближе «познакомиться» с наработками идеологического противника. Именно с этой целью Советский Союз регулярно проводил операции по перехвату не только проектов и чертежей, но и заполучению целых самолетов. И ради этой цели СССР шел на самые разные уловки.
Чтобы усилить отечественную авиацию, активно заполучали и изучали западные образцы. /Фото: pikabu.ru
В разгар Холодной войны между Америкой и Советским Союзом положение в военной авиации было одним из наиболее важных этапов противостояния. Причем порой самолетам с Востока и Запада действительно приходилось встречаться на поле боя: во время многочисленных локальных конфликтов, которые тогда регулярно разгорались по всему миру, а обе сверхдержавы снабжали враждующие стороны свои истребители и бомбардировщики.
Советские и американские самолеты регулярно сталкивались в небе. /Фото: tsargrad.tv
Поэтому достоинства, равно как и недостатки всех этих машин выявлялись быстро и наглядно. Более того, порой именно быстрота, маневренность и общая эффективность определенного типа самолета становилось решающим аргументом в результате не только отдельно взятого воздушного боя, но и всей локальной войны. В таких условиях для обеих сверхдержав чрезвычайно важным стало достижение одной любопытной цели: захватить технику идеологического противника, исследовать ее вдоль и поперек и понять даже самые маленькие мелочи, обеспечивающие ее работу и эффективность.
Лучший способ понять машину врага - изучить ее изнутри. /Фото: rt.com
Ярким примером перехвата Советским Союзом американского самолета является история заполучения реактивного истребителя F-86 «Сейбр». Его довольно часто противопоставляли отечественному МиГ-15, и эти машины практически не уступали друг другу. Удостовериться в этом удалось в небе над Кореей в ходе разыгравшейся там в начале пятидесятых годов войны.
Собственно, идея получить самолет противника была у обеих сверхдержав, но в тот момент ее удалось воплотить в жизнь только СССР. Первая попытка была произведена еще в апреле 1951 года - тогда на территорию Северной Кореи прибыла специальная группа летчиков-испытателей под командованием подполковника Дзюбенко. Их главное целью было заставить F-86 совершить посадку на северокорейском аэродроме. Однако эта идея первоначально потерпела неудачу.
Американский истребитель F-86 «Сейбр». /Фото: lhistory.ru
Следующий случай представился только полгода спустя - во время одного из боев 6 октября того же года советский летчик Евгений Пепеляев нанес повреждения американскому истребителю, причем сделал это настолько филигранно, что F-86 «Сейбр» совершил посадку на северокорейском побережье практически целым. И если американского летчика нашла и эвакуировала поисково-спасательная служба ВВС США, то истребитель остался на территории вражеского для последних государства, а потому был беспрепятственно захвачен и доставлен в Москву.
МиГ-15 и были лакомыми кусочками для обеих сверхдержав. /Фото: vpk.name
После тщательного изучение в СССР было решено скопировать «убийцу МиГов» - именно под таким прозвищем F-86 был известен в западной прессе. Для создания «советского Сейбра» был привлечен конструктор Владимиру Кондратьеву, сроку ему был дан год лично Иосифом Сталиным. Увы, он поставленную задачу выполнить не сумел, а после смерти вождя народов проект окончательно заморозили. Однако F-86 все-таки послужил на благо советской авиапромышленности: отдельные агрегаты, узлы и материалы американского истребителя были приспособлены для новых машин СССР.
Скопировать F-86 не получилось, а вот приспособить все-таки удалось. /Фото: war-book.ru
Кстати, попытки американцев захватить советский МиГ-15 не были полностью бесплотными. Еще 1 ноября 1950 года они инициировали начало операции «Деньжата» (Moolah), которая предусматривала перевербовку северокорейских летчиков, чтобы те пересекли границу и прилетели в Южную Корею на исправных истребителях. За это им обещали большие деньги. Вот только во время войны операцию провернуть так и не удалось. Только 21 сентября 1953 года, когда война уже была завершена, перебежчик из Северной Кореи Но Гым Соком улетел оттуда на МиГ-15 и совершил посадку на авиабазе Кимпо недалеко от Сеула.
Лейтенант Но Гым Соком в буквальном смысле привез МиГ-15 американцам. /Фото: pri.org
Еще одной американской летательной машиной, которая была перехвачена советской стороной, был истребитель-бомбардировщик F-111 «Трубкозуб». Это и неудивительно, ведь этот военный самолет и сегодня считается одним из наиболее успешных и эффективных в своем классе. Главной особенностью этой машины является его метод работы: способность появляться внезапно и практически бесшумно, после чего стремительно атаковать противника и быстро исчезать. За это северные вьетнамцы дали ему прозвище - «шелестящая смерть».
Один из самых успешных истребителей-бомбардировщиков своего класса. /Фото: topwar.ru
Первое знакомство советской разведки с «Трубкозубом» произошло весной 1967 года в рамках Международного аэрокосмического салона в Ле-Бурже. Тогда, несмотря на серьезную охрану американской военной полицией, отечественные специалисты сумели неоднократно сфотографировать истребитель-бомбардировщик с нескольких ракурсов. А вот для исследования его внутренних систем управления необходимо было разработать специальную операцию.
F-111 «Трубкозуб» в 1964 году. /Фото: rbth.com
Причем удалось сделать это весьма нетрудно. Группа истребителей «Шелестящая смерть» в количестве шести единиц прибыла 17 марта 1968 года во Вьетнам. Прошло всего несколько недель, а два самолета уже удалось сбить силами ПВО Вьетнамской народной армии, а несколько позже один сумели перехватить и доставить в Советский Союз. Интересно, что существует несколько версий, которые приводят различные причины успешного захвата F-111 «Трубкозуб».
Чтобы изучить начинку американского истребителя, потребовалось провести целую спецоперацию. /Фото: reddit.com
Так, первая версия гласит, что «Трубкозуб» шел на малой высоте в ночное время суток, и его попросту «заглушили» советским оборудованием - то есть есть заблокировали связь бомбардировщика с базой с помощью радиопомех. Советский летчик на истребителе прижал дезориентированный самолет к земле и буквально заставил его совершить посадку на северовьетнамском аэродроме.
Не то перехватом, не то подкупом, но заполучить самолет все-таки получилось. /Фото: longislandweekly.com
А вот вторая версия совсем не героическая: согласно ней, на тот момент советская сторона не могла обладать достаточно совершенным и мощным техническим обеспечением, чтобы заглушить связь самолета с базой. Поэтому пилотов могли попросту подкупить, чтобы те самовольно отключили связь. Однако, какие бы не были причины и механизмы перехвата самолетов США использованы, они работали регулярно: только в период Вьетнамской войны для Советского Союза сумели заполучить F-4, A-37 и F-5E, вертолеты СН-47А «Chinook», и даже ракета AIM-7 Sparrow.
В дополнение к теме: оказывается, был эпизод, когда самолет не перехватывают, а он «убегает» сам - Самолет-беглец: самая нелепая трагедия с участием советского истребителя МиГ-23