
За долгую историю для ВВС США построили много специализированных самолётов, в том числе и тех, о которых достоверно почти ничего неизвестно. Среди них всех P-8A Poseidon можно считать настоящей публичной фигурой из-за многочисленных международных скандалов, непосредственно связанных с его работой. Соединённые Штаты создавали его для воздушной разведки, сопровождения и информационной поддержки вооружённых сил и флота, но у него имеется ещё одно назначение, не очень приятное для других стран.
1. Из самолёта для туристов – в штаб шпиона

Основа - Boeing 737-800
В конце 2000-х ВМС США жаждали заменить безнадежно устаревший противолодочный самолет P-3 Orion. Вместо того чтобы создавать сложный и крайне дрогой военный самолёт с нуля, разработчики пошли по пути наименьшего сопротивления. Они построили его на основе одного из самых надежных и распространенных авиалайнеров в мире — Boeing 737-800. Выбор был идеальным: этот проверен миллионами часов налета, детали и обслуживание отработаны до автоматизма, а летные характеристики идеальны для долгого и экономичного патрулирования.

Авиалайнеру сделали масштабную реконструкцию
Самолёт пришлось перекроить заново. Вместо кресел в салоне поставили ряды консолей операторов, огромные экраны и серверные стойки. Вместо багажных полок — отсеки для торпед, противокорабельных ракет и для контейнеров с разведаппаратурой. Фюзеляж усилили, в полу сделали огромные люки для сброса гидроакустических буев, а в хвосте расположили длинный магнитометр. Даже на крылья навесили пилоны для вооружения. Внешне «Посейдон» очень похож на обычный «Боинг», поэтому он вполне может неузнанным приземлиться в любом гражданском аэропорте по всему миру. Его скрытый потенциал проявляется над безлюдными просторами океана. Со своей способностью долго оставаться в воздухе и преодолевать около 8000 километров, он выполняет роль воздушного надзирателя, который может присматривать и за своей территорией, и за чужой тоже.
2. Всевидящий арсенал

Главная особенность - оборудование для наблюдения
Вся мощь P-8A Poseidon заключается в его оборудовании и в умении обнаруживать то, что обычно скрыто от чужих глаз. Для этого самолёт оснастили высокотехнологичными шпионскими игрушками. Центральное место в «Посейдоне» отведено многофункциональной радиолокационной станции. Её отличительная черта – способность создавать детальные радиолокационные портреты объектов. С высоты в девять километров этот радар вполне способен разглядеть не только корпус корабля, но и след его кильватерной струи на воде, различить перископ подлодки или даже обнаружить выступающие из воды элементы конструкции.

Центральная часть комплекса - радар
Самое интересное инженеры подготовили для подводной работы, это компактные гидроакустические буи, которых самолет может нести десятки. Оператор сбрасывает их в заданном квадрате океана, корпус выполняет роль поплавка, а на глубину опускается микрофон и начинает слушать. Каждый такой буй улавливает малейший шум винтов или скрежет корпуса. Полученные данные в реальном времени передаются на борт «Посейдона», где мощные компьютеры обрабатывают их и вычисляют местоположение цели.

Вооружение у самолёта тоже есть
Для обнаружения подлодок в режиме полной тишины даже собирались использовать магнитометр — сверхчувствительный датчик в хвостовой части. Он улавливает малейшие искажения магнитного поля Земли, которые создает крупный металлический объект, например, подводная лодка, то есть он выполняет роль огромного металлоискателя. Правда, США от него в итоге отказались, и магнитометр остался только в некоторых экспортных модификациях.
3. Официальная работа дозорного

Посейдон - противолодочный корабль
У P-8A Poseidon есть абсолютно легальная и критически важная работа — охрана водных рубежей своей страны и союзников. Он является первоклассным защитником, а его эффективность действительно впечатляет. Его основная официальная задача — противолодочная оборона. Он охраняет ударные группы авианосцев и не даёт подлодкам противника приблизиться на расстояние пуска. Он прикрывает стратегические ракетные подводные крейсера и обеспечивает их скрытное развертывание, создавая вокруг них своеобразный щит из сонаров и радаров. В мирное время его экипажи отрабатывают поиск и условное уничтожение подлодок условного противника, ча также патрулируют дальние подступы к военно-морским базам.

Внутри - рабочие места для операторов
При этом обязанности самолёта не ограничиваются охотой на субмарины. «Посейдон» — это еще и универсальный морской разведчик и патрульный. Он может отслеживать передвижение чужого флота, ведёт наблюдение за ракетными испытаниями и фиксирует нарушения морских границ. В операциях по борьбе с пиратством он может с высоты контролировать огромную акваторию и направлять корабли к подозрительным судам. Установленные на нём радар и оптико-электронные системы способны различать типы судов, фиксировать незаконные перевалки грузов в открытом море и даже обнаруживать нефтяные разливы. Именно для этой скучной рутины и создавался «Посейдон».
4. Излишнее любопытство

Для слежения используются буи
Правда, у «Посейдона» есть и другая работа, о которой все знают, но Соединённые Штаты её ни разу не признали. Официальная роль P-8A — охрана границ, а неофициальная — это активная, навязчивая разведка у самых берегов потенциальных противников. Именно здесь этот самолёт из скучного патрульного превращается в профессионального шпиона, чьи визиты регулярно вызывают дипломатические протесты и опасные инциденты. Соединённые Штаты с завидной регулярностью посылают «Посейдонов» к чужим границам и проверяют терпение других стран. К примеру, они часто работают в водах Южно-Китайского моря.

Оборудование позволяет следить за большой территорией
Здесь «Посейдоны» взлетают с баз на Филиппинах или в Японии и методично курсируют вблизи искусственных островов, построенных Китаем. При этом они отслеживают перемещения кораблей и подлодок НОАК, картографируют объекты инфраструктуры и расположение войск. В ответ китайские истребители регулярно поднимаются на перехват и время от времени устраивают живописные манёвры возле американских самолётов. Официальный Пекин, которому не нравится шпионаж за собственными территориями, с серьёзным на то основанием называет эти полеты провокацией и нарушением суверенитета.

Вблизи границ самолёт может сканировать территорию противника
Работает «Посейдон» и в северных широтах. С аэродромов в Исландии и Норвегии он ведет наблюдение за выходами российских атомных подлодок в Баренцево и Норвежское моря. При помощи гидроакустических буёв он пытается распознать акустические портреты новых моделей. Каждый такой полет — это попытка узнать закрытую информацию о стратегическом потенциале ядерной державы, что неизменно вызывает резкую реакцию.

Посейдон
Этот самолёт с двойным назначением вроде бы и не нарушает международное воздушное право, поскольку летает в нейтральном пространстве, но его намерения более чем очевидны для других стран. Он способен вести разведку на расстоянии в несколько сотен километров, а потому его присутствие возле чужих границ неизменно вызывает острую реакцию. Для своих «Посейдон» выполняет роль стража, но для других — это навязчивый шпион, который бесцеремонно заглядывает в самые охраняемые владения.
Ещё интересное с нашего канала:
Для чего на подводных лодках применяется свет красного цвета
Их всех самолётов-разведчиков, построенных в Соединённых Штатах, самым необычным является Lockheed SR-71 Blackbird. Его конструкция до сих пор считается передовой и он может развивать огромную скорость, но при этом он крайне дорог и имеет массу врождённых недостатков. Права, это не помешало американским военным держать на вооружении много этих самолётов и модернизировать их время от времени.
