Вторая мировая война окончательно доказала, что будущее на поле боя за танками. Еще в начале данного конфликта, многие из его участников воспринимали лишь как средство поддержки пехоты. Однако, все изменилось после Польской кампании вермахта. Оказалось, что «дымные котлы на гусеницах» чрезвычайно эффективны. А значит на новое действие пришлось тут же искать сколь-нибудь эффективное противодействие.
Первые ежи были бетонными. |Фото: ecmos.ru.
То, что танк – это грозная машина, военные с новаторским складом мышления поняли еще в начале XX века. При этом даже ортодоксы военного дела понимали, что даже если танк – это исключительно вспомогательный вид вооружения, нужно делать что-то, что могло бы ему противодействовать. Так, появились «Czech hedgehog» или «Чешские ежи», простое, но в то же время гениальное противотанковое средство. Как несложно догадаться из названия, первыми действительно массово на своих линиях обороны перед Второй мировой войной их применили чехи.
Также использовались вот такие блоки. |Фото: forum.gp.dn.ua.
Впрочем, чехам в 1938-1939 годах они не помогли. Несмотря на это, все окружающие смекнули, что противотанковый еж – идея годная и тут же взяли его к себе на вооружение. Правда, первые ежи были очень дорогими и делались из бетона. Эта особенность также затрудняла их установку и не позволяла быстро транспортировать. Первоначальная идея была в том, чтобы просто создать преграду, которую не сможет преодолеть ни один легкий или средний танк, а возможно, даже тяжелый. Бетонный еж должен был не давать танку проехать дальше за счет своей массы.
Конструкцию решили упростить и удешевить. |Фото: fortoved.ru.
В ходе операции «Вайс» (белый) по вторжению Германии в Польшу стало окончательно понятно, что будущее за танками. Сами немцы не рассчитывали на столь стремительное продвижение в глубь обороны поляков. Устаревшая на тот момент польская армия могла оказывать решительное сопротивление пехотным формированиям вермахта и даже одерживала тактические победы на ряде направлений. Однако, поляки проигрывали танками и артиллерии. В конечном итоге их армия проиграла вермахту на стратегическом поле кампании. Успех применения танковых кулаков закрепит уже стремительная французская кампания. После чего станет окончательно понятно, даже самым ортодоксально настроенным командирам, танки – это большая проблема.
Металлический еж оказался еще и эффективнее. |Фото: fotoload.ru.
В 1941 году советский генерал-майор технических войск Михаил Львович Гориккер предложил новую концепцию противотанковых заграждений. Он модернизировал «чешский еж». Было решено окончательно отказаться от бетонных противотанковых заграждений. Все ежи предписывалось делать из стального проката. Высота ежа должна была составлять около 1 метра, реже около 2 метров. Устанавливать ежи предписывалось только на твердом грунте или асфальтном покрытии. Категорически запрещалось ставить ежи на бетонные плиты, так как в этом случае они начинали соскальзывать.
Все для того, чтобы танк объехал или застрял. |Фото: yandex.ru.
В ежах заводского производства проделывались специальные отверстия для натягивания между ними колючей проволоки. Также, был предложен комплекс мер против действий сапёрных войск противника. Противотанковые ежи следовало соединять друг с другом тросами или цепями. Также вокруг них следовало ставить противопехотные взрывные устройства. Принцип действия ежей из стального проката отличался от принципа действия ежей из бетона. Новые удешевленные ежи должны были останавливать не массой, а вызывать застревание машины.
Заграждения полезны. |Фото: warspot.ru.
И это сработало! При попытке переехать еж танк застревал на нем и начинал буксовать в лучшем для него случае. В худшем – еж мог повредить трансмиссию машины и даже пробить корпус за счет массы самого танка. В любом случае избавиться от ежа без посторонней помощи было почти невозможно. Самое простое, что можно было сделать в такой ситуации, покинуть экипажу машину и попытаться вытянуть еж при помощи имеющихся инструментов, что могло быть крайне проблематично, особенно в городском бою. Если же танк не наезжал на еж сразу, то он просто заставлял его перевернуться. Рано или поздно еж все равно попадал под машину.
В итоге, противотанковый еж стал главным символом обороны. ¦Фото: planetguide.ru.
Таким образом немецким легким и средним танкам приходилось или надеять на удачу в попытке преодолеть заграждение (на что отваживались очень немногие экипажи), или же искать другую дорогу, или ждать саперов, который расчистят путь. Застревал ли танк, искал ли другой путь или просто стоял на месте в ожидании инженеров – неважно. В любом из трех случаев противотанковый еж выполнял свою задачу на 100%.
В итоге, противотанковый «чешский» еж стал одним из символом обороны во Второй мировой войне.
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать о том, для чего на корму Т-34 крепили продолговатые цилиндры.