Почему у России нет своих собственных авианосцев, как у Соединённых Штатов Америки? Для того, чтобы ответить на данный вопрос, придется его сначала немного изменить и расширить, спросив, почему авианосцев не было у Советского Союза? Ведь нынешнее состояние современных российских ВМФ напрямую связано с советским наследием.
Большой кораблик для самолетов. /Фото: warfiles.ru.
Прежде всего стоит отметить, что существует два таких понятия, как континентальная держава и морская держава. За громкими пафосными названиями в действительности скрывается то, как политики той или иной страны в силу географических и экономических особенностей своего государства видят собственную военную доктрину. Например, Россия всегда являлась континентальной державой, хотя на определенных этапах своей истории и пыталась стать морской. С другой стороны, какая-нибудь Великобритания со времен второй половины Нового времени окончательно превратилась в морскую державу. Соединенные Штаты Америки при том, что занимают почти половину континента, являются со второй половины XIX именно морской державой.
Державы бывают морские и континентальные. /Фото: Twitter.
Для политиков и военных континентальной державы: граница фактическая и психологическая проходит по твоему морскому побережью. Море тебя защищает от недругов. Для политиков и военных морской державы: граница проходит не по твоему морскому побережью, а по побережью твоего оппонента. Море само должно быть защищено от недругов. Все это может прозвучать слишком пафосно, однако в действительности такой шаблон мышления существует в головах сильных мира сегодня с эпохи позднего Средневековья. Из этого прямо проистекает отношение к флоту.
Авианосцы делают не просто так. /Фото: anews.com.
Флот континентальной державы выполняет главным образом патрульные функции, поддержку с моря, а также должен иметь возможность эффективно оперировать в закрытых морях. Все это накладывает отпечаток на специфику выбора типов военных судов. Флот морской державы в первую очередь нужен для того, чтобы поддерживать экспедиционные силы сухопутный войск, которые чаще всего выполняют боевые задачи вдалеке от любимой родины. Таким образом Советском Союзу авианосцы были банально не нужны: флот СССР в целом был достаточно слабым на фоне морских держав, однако его сил вполне хватало для выполнения задач у береговой линии и в закрытых морях. Кроме того, большое внимание в силу «континентальной» специфики всегда уделялось именно небольшим кораблям-перехватчикам и подводным лодкам – убийцам других кораблей.
Много красивых кораблей. /Фото: infosmi.net.
Соединенные Штаты Америки еще в XIX веке стали морской державой, а потому ее флот все чаще начал оперировать не на морских, а на океанских просторах. С развитием ВМФ и появлением авиации появилась необходимость создания «плавучих аэродромов» для поддержки боевых судов с воздуха. Ведь в отличии от морских операций в закрытых морях, посреди Тихого или Атлантического океана рядом может не оказаться острова со своей военной базой и аэродромом, способным оказать содействие ударному флоту. Советский Союз никогда не претендовал на твердое присутствие в океанах, а потому и авианосцы ему были не нужны.
Плавучий аэродром. /Фото: books.e-libra.net.
Безусловно, корабли, способные запускать самолеты с борта, в СССР имелись. Однако их было мало. В первую очередь это были авианесущие крейсеры, объединяющие в себе функции крейсера – ударного корабля с пушками и авианосца. Чем они отличаются, например, от американских полноценных авианосцев помимо наличия крейсерского вооружения? Масштабом. Например, авианесущий крейсер СССР «Киев», спущенный на воду 1972 году, имел авиационную группу всего в 16 самолетов и 18 вертолетов. С другой стороны какой-нибудь американский авианосец типа «Нимиц», спущенный на воду в 1975 году, не в максимальной комплектации несет 64 самолета и вертолета! Однако, задачи у этих похожих военных судов все-таки разные, несмотря на некоторое внешнее сходство.
Миллионы долларов в каждом. /Фото: livejournal.com.
Первые собственные авианосцы в СССР планировали заложить еще в конце 1930-х. Однако, очень быстро по описанным выше причинам от идеи отказались в пользу крейсеров, катеров и подлодок, отложив концепцию первого советского авианосца в долгий ящик. Даже в 1930-е годы при рассмотрении 25-летнего плана развития ВМФ строительство авианосцев должно было начаться не в первую, и даже не во вторую пятилетку. Затем свои коррективы в планы внесла сначала Вторая мировая война, а затем холодная война, создания ядерного оружия и появление ОВД.
Но пускай всякий авианосец и крейсер лучше будут тарой для ананасов. /Фото: dela.ru.
Что до современной России, то в целом концепция и отношение к флоту у страны не поменялось. Сегодня на все упомянутое выше накладывается еще и то обстоятельство, что современная Российская Федерация по своему промышленному, научному, ресурсному и человеческому потенциалу и близко не сопоставима не только с Советским Союзом, но по многим показателям даже уступает РСФСР 1990 года. Другими словами, просто нет денег и предприятий, способных потянуть такое строительство. Да и непонятно зачем: российский капитал в первую очередь претендует на региональное лидерство, а не на мировое. Что нарядно иллюстрируют события всех последних лет на постсоветском пространстве.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про жизнь под грифом «секретно»: что на самом деле представляли собой советские закрытые города.