Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

Зачем Российской империи понадобились круглые военные корабли




В глазах практически любого человека военный корабль имеет вполне определённую форму и узнаваемые очертания. Исключения из этого правила очень редки, а причины создания подобных проектов не всегда очевидны и часто остаются за кадром. Яркий тому пример – боевые корабли крайне необычной круглой формы, построенные в России полторы сотни лет назад. Впрочем, несмотря на весьма странную конструкцию, на них страна возлагала большие надежды.


1. Черное море без флота

Броненосец императорского флота

Броненосец императорского флота


Интересно, что главной причиной для создания кораблей необычной формы стала беззащитность империи на черноморской границе. Россия веками боролась за выход к теплым морям, и именно здесь столкновения с Османской империей и европейскими державами были наиболее острыми. Вот только поражение в Крымской войне нарушило привычный порядок: Парижский мир 1856 года запрещал держать на Черном море боевые корабли, и флот, некогда считавшийся гордостью региона, оказался под не у дел. Взамен разрешались только небольшие корабли без тяжелого вооружения, что выглядело издевкой для морской державы.

Большие корабли запретили.

Большие корабли запретили.


В то время для Петербурга это стало большой проблемой. Южные рубежи были уязвимыми, а Турция и ее союзники в любой момент могли воспользоваться этим преимуществом. Было очевидно, что нужен обходной путь, чтобы обойти ограничения договора и обеспечить оборону побережья. Корабли классической конструкции с большой осадкой и развитой надстройкой не подходили, их нельзя было держать на Черном море без нарушения условий мира. Поэтому кораблестроители переключились на нестандартные проекты, которые сочетали в себе черты артиллерийских платформ и броненосцев. Так среди экспериментов и родилась идея построить корабли, впоследствии вошедшие в историю под названием «поповки».

2. Шотландская искра и русский адмирал

Круглый броненосец.

Круглый броненосец.


История необычного проекта началась далеко от России. В середине XIX века шотландский инженер Джон Эльдер предложил концепцию круглого корабля, который должен был быть более устойчивым и дешевым в строительстве. Его идея не получила развития на Западе, но за ней внимательно следили в России. Контр-адмирал Андрей Попов, человек энергичный и склонный к нестандартным решениям, увидел в этой задумке шанс обойти ограничения Парижского мира. Он рассудил, что если флот в привычном виде запрещен, то стоит построить корабль, который не будет похож на привычный фрегат или линкор, но при этом сможет выполнять оборонные задачи.

Развитие шотландской идеи.

Развитие шотландской идеи.


Попова вдохновляла мысль совместить в компактном корпусе низкую осадку и тяжелое вооружение. Круглая форма позволяла разместить орудия так, чтобы корабль мог вести огонь почти в любом направлении, не разворачиваясь к цели. При этом небольшие размеры упрощали строительство и давали надежду на относительную дешевизну. В отличие от теоретических проектов Эльдера, Попов предложил реальный план, который учитывал российские условия и задачи на Черном море, а необычная инженерная фантазия превратилась в государственную программу. Сам адмирал получил шанс воплотить свой замысел в металле.

3. Новое слово в кораблестроении

Круглый корабль перед спуском на воду.

Круглый корабль перед спуском на воду.


Первым кораблём стал броненосец «Новгород», спущенный на воду в 1873 году. Его внешний вид сразу поражал современников: круглый корпус диаметром около тридцати метров, широкая палуба и массивная надстройка с двумя башнями. Корабль больше напоминал плавучую батарею, чем привычный броненосец, но в этом и заключалась его особенность. На сравнительно небольшом судне удалось разместить два тяжелых орудия калибра 280 миллиметров, защищенных броней, и «Новгород» превратился в средство для защиты прибрежной зоны.

Модель корабля в музее.

Модель корабля в музее.


Через несколько лет к нему присоединился «Вице-адмирал Попов», еще более крупный и мощный. Его диаметр составлял свыше тридцати семи метров, вооружение включало уже не два, а три орудия, а толщина брони доходила до тридцати сантиметров в наиболее защищённых местах. Для своего времени артиллерия выглядела очень внушительно, и такие корабли представлялись настоящим прорывом в обороне. С малой осадкой они могли заходить в устья рек и в мелководные бухты, оставаясь недосягаемыми для большинства вражеских снарядов.

Главное преимущество - большая устойчивость.

Главное преимущество - большая устойчивость.


Оба корабля стали настоящей сенсацией: иностранные специалисты приезжали посмотреть на «русское чудо», а в газетах публиковали карикатуры и восторженные заметки. Испытания показали предсказуемое поведение «поповок» на воде: они были устойчивыми на якоре и практически не тонули, но при этом медленно двигались и тяжело поворачивали. Для одних эти суда выглядели перспективными плавучими крепостями, для других — странным экспериментом, больше похожим на инженерную шутку.

4. Практика против теории

Артиллерийская установка на борту.

Артиллерийская установка на борту.


Вот только реальность оказалась совсем не такой, как ожидалось. Корабли действительно обладали низкой осадкой и могли стоять близко к берегу, выполняя роль своеобразных плавучих крепостей, но на ходу вели себя тяжеловесно, их скорость не превышала семи узлов, а маневренность оставляла желать лучшего. Разворот занимал слишком много времени, и при сильном ветре корпус сносило в сторону. Зато устойчивость на месте впечатляла: при выстреле тяжелых орудий корабль не кренился и сохранял равновесие, чего не могли себе позволить многие броненосцы того времени.

Главные недостатки - медлительность и неповоротливость.

Главные недостатки - медлительность и неповоротливость.


Мнения о «Новгороде» и «Вице-адмирале Попове» были диаметрально противоположны. Одни моряки ценили надежность брони и мощь орудий, а другие жаловались на медлительность и своеобразные повадки кораблей. Некоторые сравнивали службу на них с дежурством в неподвижной крепости, ведь плавание чаще ограничивалось короткими выходами в море и учениями. Тем не менее во время манёвров «поповки» успешно обстреливали цели на берегу и удерживали позиции там, где обычные броненосцы не могли подойти из-за большой осадки.

В итоге круглые корабли выполняли роль пугала.

В итоге круглые корабли выполняли роль пугала.


В боевых действиях они участия так и не приняли, но само их существование имело значение. Для союзников Турции появление таких кораблей было полной неожиданностью: Россия формально соблюдала Парижский мир, но смогла восстановить боеспособность флота в прибрежной зоне. На практике психологический эффект был куда больше практического. «Поповки» не участвовали в сражениях, но присутствие круглых броненосцев в Черном море вынуждало потенциальных противников вести себя осторожно и корректировать свои планы. За рубежом к этим кораблям относились с интересом и иронией одновременно. Иностранные газеты писали о «русских круглых чудесах», а специалисты спорили, стоит ли считать их перспективным направлением или курьезом. В самой России отношение было двойственным: одни видели в них пример изобретательности, другие — тупиковый путь, но так или иначе, круглые корабли вошли в историю флота как уникальное явление. Их считают даже не техническим экспериментом, а способом заставить противника с собой считаться, пусть и при помощи нетривиальных методов.

Ещё интересное с нашего канала:

Говорят, что закрытый завод ЗИЛ якобы открыли в Мексике: какие там выпускают грузовики



Не все военные корабли и гражданские суда делают по одному стандарту, иногда среди них встречаются настоящий эксклюзив. Их проектируют для конкретных целей и условий работы, поэтому всегда получается нечто уникальное с очень необычной формой и не менее удивительными функциями.

Обратите внимание:

0
1822
Версия для печати