Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0




В 1970-е годы с подачи военных советские конструкторы начали работу над одним из самых интересных проектов того времени. Они разрабатывали перспективную артиллерийскую систему для обороны береговой линии, которая впоследствии стала отличным дополнением к противокорабельным ракетам. Комплекс А-222 «Берег» настолько хорошо себя показал, что до сих пор стоит на вооружении и пока что не собирается на покой.


Береговая оборона

Советские противокорабельные ракеты «Москит»./ Фото: dogswar.ru

Советские противокорабельные ракеты «Москит»./ Фото: dogswar.ru


В 1970-х годах береговая оборона фактически поддерживалась одними противокорабельными ракетами. Считалось, что поражения кораблей противника будет более чем достаточно, чтобы защитить границу и сдержать возможную агрессию в случае начала боевых действий. Правда, во время внеочередных изысканий, проведённых военными специалистами, выяснилась интересная деталь: возможности противокорабельных ракет небезграничны, и в такой обороне оказалось полно больших дыр. У ракет было много мёртвых зон, по которым они не могли отработать, да и не все цели стоили того, чтобы использовать по ним столь тяжёлое вооружение.

Противокорабельный комплекс./ Фото: topwar.ru

Противокорабельный комплекс./ Фото: topwar.ru


В итоге было решено разбавить батареи противокорабельных ракет артиллерийскими системами. В целом ряде случаев артиллерия представлялась куда более полезной, например, её можно было использовать для поражения лёгких лодок и небольших десантных судов. Артиллерийская установка не должна была обладать слишком уж большой дальнобойностью, а её главной заботой была прибрежная полоса. Работа над установкой началась в 1976 году, и только в 1992 году проектирование было окончательно свёрнуто.

Артиллерийский комплекс А-222 «Берег»

САУ А-222./ Фото: pinterest.com

САУ А-222./ Фото: pinterest.com


В отличие от противокорабельных ракет, береговую артиллерию можно было свободно и безо всяких ограничений применять по целям вблизи береговой линии, а при необходимости и на суше. К тому же с их помощью можно было компенсировать некоторую ограниченность ракет и закрыть их слепые зоны. К 1976 году проект в предварительном его виде был полностью готов, и его разделили между несколькими предприятиями. Основная работа легла на завод «Баррикады» из Волгограда, а на других предприятиях для него планировалось собирать различные узлы и компоненты. Создание проектной документации заняло около четырёх лет, но из-за технических трудностей, бюрократии и кризиса в стране производство стартовало только в 1988. Сколько точно успели построить комплексов А-222 «Берег», наверняка сказать сложно, мнения разных источников расходятся, но речь идёт примерно о шести экземплярах.

Комплекс «Берег» на марше./ Фото: florcvet.ru

Комплекс «Берег» на марше./ Фото: florcvet.ru


А-222 «Берег» — это не просто пушка, это целый комплекс, включающий в себя восемь или девять машин. Одна из них — это командный пост, занимающийся координацией действий экипажей боевых машин, наведением на цель и корректировкой огня. Главной ударной силой являются шесть самоходных артиллерийских установок, именно они ведут скоординированный огонь по обозначенным целям. Кроме них, в комплекс входит одна-две машины обеспечения, где экипажи могут отдохнуть от боевого дежурства и фактически жить очень долгое время.

Артиллерийский комплекс «Берег»./ Фото: yarkiyweb.ru

Артиллерийский комплекс «Берег»./ Фото: yarkiyweb.ru


Интересно, что А-222 «Берег» для своей работы не требует никакой предварительной подготовки. То есть комплексу необходимо всего лишь занять подходящую удобную позицию и развернуться, и этот процесс занимает очень короткое время. Все машины комплекса созданы на базе одного и того же колёсного шасси МАЗ-543М. Эти четырёхосные машины способны преодолевать жесткое бездорожье и выезжать почти на любую местность, за исключением совсем уж непролазной. Благодаря колёсам весь комплекс может передвигаться с большой скоростью, в том числе и по дорогам общего назначения, без посторонней помощи. Степени его мобильности могут позавидовать многие из машин тяжёлой артиллерии.

Комплекс на дежурстве./ Фото: pinterest.com

Комплекс на дежурстве./ Фото: pinterest.com


Главная часть комплекса – самоходная артиллерийская установка, и её разработке уделили особое внимание. Даже орудие для неё сделали собственное, на базе корабельной 130-миллиметровой пушки АК-130. Смысл этого шага вполне понятен: сохранить могущество артиллерии для гарантированного поражения кораблей противника. Скорость стрельбы получилась довольно впечатляющей – около 10 выстрелов в минуту. Каждая САУ несёт две боеукладки по 20 выстрелов каждая, а комплектуется фугасными и зенитными снарядами Ф-44 и З-44 соответственно, вес которых достигает 3,4 килограмма. Слишком большой дальностью стрельбы артиллерийская установка похвастаться не может, та составляет всего 20-23 километра. В конструкции орудия использовались компоненты от самоходной установки «Мста-С», а работать она может в автоматическом режиме и в ручном, то есть с данными с поста управления и с ручной наводкой.

Пункт управления./ Фото: stranabolgariya.ru

Пункт управления./ Фото: stranabolgariya.ru


Если самоходные установки – это тяжёлый бронированный кулак, то пост управления выполняет роль головы. Именно с него на самоходные установки передаются данные о цели и корректировке огня, и по ним уже работают три батареи САУ, по две машины в каждой. Созданию пункта управления уделили не меньше внимания, чем самим артиллерийским установкам. Его построили в фургоне на точно таком же шасси, МАЗ-543М, а внутри смонтировали рабочие места для обслуживающего персонала. Всего на пункте управления работают семь человек, и именно они отвечают за наведение на цели. Для слежения за наземными и надводными целями используется собственная радиолокационная станция, а вместе с ней работает оптико-электронное оборудование. Они дополняют друг друга и компенсируют «слепые зоны». При помощи РЛС наблюдение ведётся на расстоянии около 35 километров, а при обнаружении цели её координаты рассчитываются и передаются артиллерийским установкам через радиосвязь.

Комплекс «Берег» на дежурстве./ Фото: bangkokbook.ru

Комплекс «Берег» на дежурстве./ Фото: bangkokbook.ru


Даже в случае подавления связи внешней А-222 «Берег» продолжит работу. Комплекс не нуждается в доступе к спутнику и другим радиолокационным станциям, ему более чем хватает своей собственной. При этом персонал в САУ работает в режиме «лайт», поскольку почти все операции выполняются в автоматическом режиме. В обычной ситуации человек просто находится на подстраховке, а наведение и огонь ведёт автоматика по целям, которые вычислили в командном пункте. Комплексы «Берег» до сих пор находятся на вооружении России и в современных реалиях подтвердили свою эффективность на прошедших испытаниях.

Одной из последних российских разработок в артиллерии стала САУ «Коалиция СВ», которая уже пошла в серийное производство и по некоторым данным принимает участие в боевых действиях.


Обратите внимание:







1643
5.08.2024 09:37
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё