
Китайские автомобили не критикует только ленивый, и в их отношении уже успел накопиться огромный список типичных и не очень жалоб. Впрочем, как бы удивительно это ни звучало, большую часть из них вполне можно объяснить более чем логичными причинами, хоть от этого ситуация легче не станет, да и привыкнуть к подобным нюансам очень сложно.
Причина первая – экономия

Завод Chery./ Фото: drive2.ru
Китайские автопроизводители умеют снижать себестоимость, но делают это не за счёт чудесной оптимизации, а за счёт вполне предсказуемых шагов. Например, для отделки салона выбирают пластик попроще, металл в конструкции кузова может быть тоньше, а сложные инженерные решения заменяют более простыми, хоть и не всегда такими же надёжными. Даже двигатель может оказаться лицензионной или доработанной версией давно известных агрегатов, что заметно уменьшает расходы на разработку. Производственные линии на заводах автоматизированы не так сильно, как в Европе, но за счёт дешёвой рабочей силы это не становится серьёзной проблемой. В результате цена остаётся низкой, но за этим стоит баланс между удешевлением и приемлемым качеством, который китайские компании постоянно ищут, периодически переходя грань разумного.

Производство двигателей./ Фото: sky.com
Снижение затрат касается не только материалов и сборки, но и самого подхода к разработке. Если крупные мировые бренды тратят годы на тестирование новых моделей, то китайские компании нередко идут другим путём — берут за основу уже существующие конструкции и адаптируют их под свои нужды. Это позволяет быстро выпускать новые модели и экономить миллионы на исследованиях, но такие машины частенько оказываются сыроватыми. Даже электроника, которая может выглядеть впечатляюще, в реальности нередко оказывается менее надёжной, чем у конкурентов. Всё это объясняет, почему китайские автомобили могут привлекать ценой и богатым оснащением, но при ближайшем рассмотрении выдают следы экономии, заметные внимательному взгляду.
Причина вторая – локализация

Интерьер китайских машин вызывает много претензий./ Фото: dzen.ru
Производители из Поднебесной в первую очередь ориентируются на собственный рынок, а потому их машины подстраиваются под вкусы местных покупателей. Это хорошо заметно по дизайну – обилие хрома, необычные формы фар и массивные решётки радиатора выглядят впечатляюще, но далеко не всегда вписываются в европейские или американские представления о красоте. Внутри всё ещё интереснее: классическая эргономика уступает место минимализму, где кнопки исчезают, а их функции переносятся на огромные сенсорные экраны. Китайские водители привыкли к этому формату, а вот для остальных он может оказаться не таким удобным, особенно если хочется отрегулировать климат-контроль или поменять настройки подвески на ходу. Упор на технологии проявляется и в системах помощи водителю – они есть, но работают не всегда так, как ожидаешь. Нередко они слишком навязчивы или попросту не адаптированы под стиль вождения за пределами Китая, а то и вовсе могут не работать из-за проблем с довольно дешёвой электроникой.

Одна из отличительных черт - специфичный дизайн./ Фото: rambler.ru
Локализация китайских автомобилей за границей – отдельная история. В подавляющем большинстве случаев она либо отсутствует вовсе, либо сделана так, что пользоваться ею сложно. Меню мультимедийной системы может частично оставаться на китайском, голосовые помощники понимают только родной язык, а навигация зачастую не поддерживает привычные карты. Перепрошивка помогает далеко не всегда, так как многие системы изначально не рассчитаны на работу с другими языками и сервисами. Даже физические особенности вроде узкого диапазона регулировки сидений, низкого потолка или специфического расположения органов управления могут оказаться неудобными для водителей, привыкших к другому стандарту. Всё это делает китайские автомобили отличным выбором внутри страны, но сложными в эксплуатации за её пределами.
Причина третья – ориентированность на город

Под капотом Omoda C5./ Фото: 5koleso.ru
В Китае автомобиль – это, прежде всего, средство передвижения, а не показатель статуса или объект поклонения. Большинство машин создаётся с расчётом на использование в городских условиях, где не нужны большие моторы, высокая проходимость или сложные системы полного привода. Это объясняет, почему компании из Поднебесной редко уделяют внимание динамике или спортивному характеру – важнее, чтобы автомобиль уверенно ехал по пробкам, легко парковался и потреблял как можно меньше топлива или электроэнергии. Передний привод считается оптимальным решением, поскольку он дешевле и проще в обслуживании. Двигатели – небольшие, чаще всего трёх- или четырёхцилиндровые, с турбонаддувом, но настроены они не на резкие ускорения, а на экономичность. Даже гибридные системы чаще всего выбираются не для повышения мощности, а для снижения расхода топлива в пробках.

Дешёвый китайский электрокар./ Фото: autoreview.ru
Электромобили в Китае тоже устроены иначе, чем в Европе или США. Это зачастую компактные машины с небольшими батареями, которых хватает лишь на повседневные поездки по городу. Запас хода скромный, но при развитой инфраструктуре зарядных станций это не кажется проблемой. Кроме того, такие машины дешевле и доступнее, что делает их популярными среди водителей такси и каршеринга. Дальние поездки на них возможны, но не так комфортны, как на европейских или американских аналогах, где запас хода больше, а системы управления батареей продвинутее. В итоге китайские автомобили, спроектированные для городской среды, могут показаться недостаточно мощными или удобными за её пределами, но они идеальны в условиях плотного трафика во время ежедневных поездок на работу.
Причина четвёртая – урезанные характеристики

Большинство машин имеют базовые возможности./ Фото: autocarindia.com
Приспособленность «китайцев» к городским условиям неизбежно отражается на их возможностях. Если машину не планируют использовать за пределами асфальта, нет смысла делать её тяжёлой, мощной и проходимой. Поэтому большинство моделей отличается ограниченной грузоподъёмностью, небольшой дальностью хода и скромной мощностью силовых установок. Даже у кроссоверов, которые визуально кажутся внушительными, часто нет полного привода, а клиренс, хоть и увеличен, но явно не рассчитан на серьёзное бездорожье. Запас топлива в бензиновых версиях тоже редко бывает большим – производители не закладывают его на длительные путешествия, так как в Китае такие поездки скорее исключение, чем правило. Электромобили, созданные для города, получают батареи минимального объёма, достаточные для пары дней эксплуатации, но явно не предназначенные для загородных маршрутов.

Возможности массовых машин сильно ограничены./ Фото: googleapis.com
Меньшие габариты и облегчённые конструкции уменьшают массу, снижают расход энергии, но в то же время это ограничивает возможности в перевозке груза. Если европейский или американский автомобиль может без труда увезти пятерых пассажиров с багажом, то в китайских моделях даже в больших салонах расчёт идёт скорее на комфортные поездки внутри города, а не на дальние семейные путешествия. Подвеска тоже настраивается с оглядкой на ровные дороги – она может быть жёсткой и упругой, но не всегда справляется с плохим покрытием. В итоге машина, идеально подходящая для поездок по мегаполису, за его пределами сталкивается с ограничениями, которые для местного рынка не критичны, но в других странах могут восприниматься как серьёзные недостатки.
Хоть китайские автомобили и пользуются определённой популярностью в России, до массовой распространённости им пока что ещё далеко, и сами китайские производители тому виной.