
Автоцистерну в дорожном потоке многие водители считают чем-то стабильным и надёжным: большая, тяжёлая и медлительная. Вот только те из водителей, которые больше погружены в тему, стараются по возможности держаться от бочки на колёсах как можно дальше. У автоцистерны очень сложный характер, а из-за своей специфики в непростой ситуации она может повести себя совершенно непредсказуемо.
1. Море в металлической бочке

Любая автоцистерна на дороге - проблема для водителей
Главное отличие цистерны от обычного фургона или контейнера — это её содержимое. Вместо жёстко закреплённых ящиков или тюков внутри неё находится жидкость: вода, бензин, дизель, какая-нибудь химия или ещё что-нибудь жидкое. И эта простая на первый взгляд разница меняет поведение на дороге. Твёрдый груз надёжно связан с кузовом, и при торможении или повороте он перемещается вместе с автомобилем как единое целое. Жидкость — другое дело. От инерции никуда не денешься, и её поведение запаздывает. При резком торможении жидкость по инерции продолжает движение вперед и бьётся о переднюю стенку цистерны, а потом отталкивается от неё и ударяется о противоположную сторону. Водитель может резко затормозить, но главный удар жидкости придётся на момент, когда колёса уже почти остановились. Машину неожиданно дёрнет вперед, и водитель может утратить над ней контроль.

Следствие аварии - улетевшая вперёд цистерна
В повороте всё ещё хуже. При этом жидкость перемещается к внешней стороне, но не перетекает мгновенно, она раскачивается и смещает центр тяжести грузовика вбок. Это очень похоже на явление на раскачку воды в ванне. Чем меньше цистерна заполнена, тем больше свободного пространства для плескания жидкости и тем сильнее её влияние. И здесь уже не имеет значения, насколько устойчив грузовик сам по себе. Фактически грузовая машина несёт в себе тяжёлый, непредсказуемый и никак не закреплённый груз.
2. Жидкий молот

Жидкость зафиксировать невозможно
В этой ситуации действие жидкости больше похоже на большой и тяжёлый молот: после торможения тонна (две, три) топлива на приличной скорости бьёт в переднюю перегородку, а на раму и сцепление обрушивается непредусмотренная расчётами нагрузка. Это и есть так называемый «жидкий молот», его удар вполне может стать последней каплей, которая сломает грузовик. Во время поворота, даже если машина устоит и не перевернётся, для него существует другая опасность – уход в неконтролируемый занос. С легковым автомобилем и даже с обычным грузовиком ситуация гораздо проще, поскольку им гораздо проще удержаться на траектории во время поворота, но автоцистерна при такой же скорости и с таким же углом поворота вполне может вылететь с трассы.

Устройство цистерны
Для того чтобы вписаться в не слишком крутой поворот, машине с бочкой нужно будет серьёзно снизить скорость. Свободная поверхность жидкости постоянно смещается и меняет центр тяжести, поэтому цистерна может перевернуться на скорости и в манёвре, которые для другого грузовика, а тем более для легковушки, являются штатными. Это реальность, с которой можно только мириться.
3. Решение внутренних проблем

Внутренние переборки
Очевидно, что с такими свойствами жидкого груза мириться нельзя, и инженеры потратили много времени, чтобы хоть как-то облегчить ситуацию. Главное и самое распространенное решение проблемы — это установка поперечных перегородок. Фактически это стальные листы с отверстиями, которые ставят внутри ёмкости и разбивают общий объем на несколько отсеков. Они нужны, чтобы гасить энергию продольной волны, разделив её на меньшие части и поглотив её энергию, но такая конструкция не решает всех проблем.

Волнорез
Перегородки практически не помогают от бокового смещения жидкости, для этого потребовались бы продольные стенки, а это сложно и снижает полезный объем. К тому же со временем крепления перегородок могут ослабнуть от постоянных ударов, да и сами они подвергаются коррозии. Существуют и более современные методы, например, эластичные разделители или даже заполнение свободного пространства полимерными шарами, которые гасят волнение. Но всё это дорого и используется в основном для особо опасных химических грузов. Современные требования гласят, что цистерны нужно заполнять либо полностью, либо ровно наполовину, но в реальности полная загрузка не всегда выгодна, а соблюдение всех тонкостей зависит от человека.
4. Почему пустая бочка опаснее

Внутри скапливаются пары
Опасность цистерны – это не только её поведение на дороге. На самом деле, полностью заполненная цистерна чаще всего безопаснее той, что едет порожняком или почти пустой, хоть это и не очевидно. Полностью залитая ёмкость не содержит в себе воздуха, а значит, и кислорода, необходимого для горения. Пары легковоспламеняющейся жидкости над поверхностью топлива в такой цистерне слишком концентрированы, поэтому они не вспыхнут от случайной искры. Главная опасность здесь — разлив и последующий пожар.

После выгрузки остатки испаряются
Совсем другая картина с частично заполненной или с пустой цистерной, которая на самом деле пустой не является. После слива в ней остаются пары перевозимого вещества, которые смешиваются с воздухом. И в таком виде любая искра вполне может привести к взрыву всего объёма паровоздушной смеси. Подобный взрыв может быть очень мощным и способен вызвать большие разрушения. Именно по этой причине водители и логисты относятся к порожним рейсам с куда большей осторожностью, чем к загруженным. Конечно, существует стандартная практика — заполнение свободного пространства инертным газом, например азотом, который вытесняет кислород и лишает смесь её взрывчатых свойств. Но эта процедура выполняется не всегда, особенно во время перевозок, которые не относятся к высшему классу опасности.
5. На дороге

Лучшее место - за цистерной
Вот только автоцистерна на дороге – это повседневная реальность, а не исключение из правил, поэтому водители стараются смотреть по сторонам и придерживаться элементарных правил. Главное из них – поменьше манёвров возле цистерны. Сбоку цистерны находиться – не лучшая идея: с одной стороны можно попасть под колёса во время поворота, с другой стороны можно оказаться под цистерной, если её занесёт. В идеале лучше всего ехать впереди или сзади, но только резко не становиться перед грузовиком на светофоре. Водитель не сможет быстро остановиться как раз из-за того самого жидкого молота, и грузовик в таком случае быстро сомнёт легковушку сзади.

Возле автоцистерны в любом случае опасно
Самый мудрый совет, который можно услышать от водителей с большим опытом – внимательно следить за поведением условно беспокойного соседа. И если уж автоцистерну периодически водит из стороны в сторону, то это явный признак полупустой ёмкости, поэтому лучше отъехать от неё подальше и не приближаться. Гораздо проще избежать неприятной ситуации, чем потом в спешке думать, как из неё выбраться. Также от них можно услышать не менее мудрую мысль – ни в коем случае не приближаться к опрокинувшейся цистерне. Никто не знает, что у неё внутри, какими испарениями придётся дышать, и когда всё это может загореться.
Ещё интересное с нашего канала:
Благодаря каким опциям «Чайка» смогла стать лучшим из советских автомобилей
Как бы то ни было, автоцистерна – это не самый проблемный вид транспорта на дорогах. Куда больше трудностей для любого движения создают военные тягачи, которые по случаю попадают на дороги общего пользования, особенно если они используются по прямому назначению – перевозят военную технику или вооружения.
