Впервые о строительстве кольцевой дороги вокруг Москвы задумались в годы Советского Союза. В 1935 году был представлен генеральный план развития столицы, однако в первой его редакции не было ни слова о строительстве какой-либо кольцевой дороги. На тот момент Москва была уже очень большим городом с населением в 3.5 млн человек, однако все еще недостаточно большим для того, чтобы строить вокруг нее какую-либо кольцевую дорогу. Во всяком случае, так казалось гражданским, а вот военные были другого мнения. Больше всего «парней в форме» волновали возможности транспортного снабжения в Москве в случае войны.
Строить начали только в 1950-е годы. |Фото: Twitter.
Военные считали, что такому крупному городу нужна более разветвленная инфраструктура, которая позволила бы при необходимости объезжать Москву по кругу, не заезжая в сам город. Крайне иронично, что первоначально МКАД задумывался именно как лекарство от пробок и заторов. Так или иначе, но проектирование кольцевой дороги все-таки начали в 1937 году отдельно от генерального плана развития столицы. В 1939 году работы перенесли на местность, будущая трасса была закреплена «на земле». В 1940 году было завершено составление проектного задания по строительству МКАД. Однако, работы в итоге так и не начались – грянула война.
Первоначально мало чем отличался от обычного загородного шоссе. |Фото: m.fishki.net.
В 1941 году Госком обороны распорядился о создании временной кольцевой (объездной) дороги вокруг Москвы. Строительством занимались сотрудники Гушосдора, а также местные жители. Дороги проложили в кратчайшие сроки. В общей сложности в условиях войны было проложено 30 км новой рокадной дороги и восстановлено еще 100 км старых. Тем не менее, хотя временная «МКАД» и была прообразом современной, про место прохождения с нынешней дорогой она не совпадала. Когда война закончилась временная дорога постепенно пришла в негодность (она была грунтовой), а совсем скоро и вовсе оказалась заброшенной за ненадобностью… После Победы о каких-либо кольцевых вокруг столицы забыли почти на 10 лет.
Сложных развязок почти не было. |Фото: moscow.ru.today.
Война красноречиво продемонстрировала полезность кольцевых дорог вокруг таких крупных городов, как Москва. Однако, многие годы ни сил, ни ресурсов на строительство не было. Вновь вспомнили о проекте МКАД только в 1950-е годы. Строительство той самой кольцевой дороги, что проходит вокруг Москвы и сегодня началось в 1956 году. Начальником проекта стал Александр Кубасов, тот самый человек, который отвечал за создание прифронтовой кольцевой дороги в 1941 году. Первый участок московской кольцевой был проложен от Ярославского до Симферопольского шоссе. Для движения дорогу открыли в 1960 году. Полное кольцевое шоссе вокруг столицы было завершено и сдано в эксплуатацию в 1962 году. Протяженность дороги получилась 110 километров.
Современный период начался только в 1990-е годы. ¦Фото: mos.ru.
Конечно, в МКАД из 1960-х сегодня непросто узнать современную кольцевую. Дорога достаточно сильно отличалась. Достаточно сказать, что первоначально на ней было всего 4 полосы. Однако, в те времена больше было и не надо. Количество машин как грузовых, так и пассажирских (особенно легковых автомобилей) было не сопоставимо с количеством таковых сегодня. Вплоть до 1980-х годов Московская КАД выглядела как обычная загородная дорога без особого оживления и сложных развязок. Также сразу после окончания строительства МКАД стала выполнять функцию новой границы Москвы. Все населенные пункты, оказавшиеся внутри кольца, стали частью города.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про экстремальные транспортные развязки мира, которые заставят вспотеть даже опытного водителя.