Еще каких-то несколько лет назад рядом с проходящей ЖД-линией довольно часто можно было увидеть рельсы, старательно уложенные на деревянных стеллажах из шпал, пропитанных креозотом. Подпорки с рельсами находились по всей длине пути с интервалом в километр. Размещали их там не просто так, а с конкретной целью.
1. Зачем нужны были дополнительные рельсы
Дополнительные рельсы нужны были для оперативного устранения возникшей поломки / Фото: pixabay.com
Цель размещения этих дополнительных элементов была одна – на всякий случай. То есть нужны были они для оперативного устранения возникшей поломки. Такие рельсы поэтому и называли «покилометровый запас». В наше время ситуация изменилась, и увидеть такое явление можно разве что на старых малофункциональных ветках или там, где путь стыковой (из плетей или рельсовых звеньев).
Рельсовые плети можно встретить только на старых малофункциональных путях / Фото: musorniy.ru
В отличие от современных бесстыковых путей, раньше рельсы длиной 25 метров соединяли между собой болтами с насадками / Фото: pikabu.ru
Не всегда рельсовое звено имело одинаковую длину. До 1917 г. (дореволюционный период) длина была 10,83 м, в советские годы – 12,5 м, а после ВОВ – 25 м. (взяли за основу немецкую технологию). В итоге на стыках колесная пара вагона или локомотива воспроизводила стук – звук характерный и спутать его ни с чем было нельзя. Да и слышался он достаточно часто. Потихоньку это явление уходит в прошлое. На новых железнодорожных линиях «бесстыковый путь» из 800 метровых плетей, соединенных сварным швом, а не болтами с насадками.
На двадцатипятиметровые рельсы путейцы наносили специальную маркировку / Фото: kolomnagrad.ru
Путейцы на рельсы наносят специальные цифровые обозначения, например, II-65-25.00, где:
- II – группа годности (приемоотправочные пути – от 2,3 до 5, а для главных – 1 и 2 группы);
- 65 – тип изделия по весу одного метра погонного (в данном случае в погонном метре 65 килограммов);
- 25.00 – количество метров плети.
2. Почему эти рельсы до сих пор не украли
Сдать украденные рельсы без официальных документов не представляется возможным / Фото: sr2018.evraz.com
Исходя из массы их (25-метровый рельс весит 1625 кг), физически утащить такое изделие не получится. Но даже если бы кому-то это удалось, и воришка с рельсами добрался до пункта приема металла, без специальных официальных документов их бы не приняли. Это уголовно наказуемо.
На место аварии покилометровый запас доставляют спецтехникой / Фото: lokomo.ru
Еще один момент – место нахождения «покилометрового запаса». Обычно стеллажи с рельсами размещены на перегонах, где нет кроме ж/д путей других дорог и подъездов. На место аварии их доставляют спецтехникой.
Не менее интересно будет узнать о железнодорожном пикете: зачем нужен знак, и почему он важен для машиниста.