Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0




В Соединённых Штатах завершили разработку лёгкого танка M10 Booker, который задумывался как боевая машина огневой поддержки для пехоты. Правда, остаётся большой вопрос: насколько этот танк окажется полезным на современных полях сражений. Его ограниченные возможности в бронировании и вооружении вызывают большие сомнения в том, что он сможет эффективно выполнять возложенные на него задачи.


Лёгкие танки

Лёгкий танк США M551 Sheridan./ Фото: wikipedia.org

Лёгкий танк США M551 Sheridan./ Фото: wikipedia.org


Лёгкие танки — это идея, которая не раз возвращалась в военные доктрины разных стран. Их создают, чтобы обеспечить высокую мобильность и оперативную поддержку пехоты в условиях, где использование тяжёлой техники либо затруднено, либо попросту нецелесообразно. Суть концепции в том, чтобы иметь машину, которая быстрее и манёвреннее своих более тяжёлых собратьев, но при этом достаточно защищена и вооружена, чтобы вести бой. Лёгкие танки легче перебрасывать с места на место, они могут использовать более сложные маршруты и работать там, где тяжёлые танки просто не пройдут. Именно эта мобильность позволяет им быть полезными в различных операциях, от быстрого наступления до разведки и огневой поддержки.

Экспериментальный лёгкий танк AAI RDF/LT./ Фото: topwar.ru

Экспериментальный лёгкий танк AAI RDF/LT./ Фото: topwar.ru


Главное преимущество лёгких танков — это скорость и проходимость. Они могут маневрировать там, где тяжёлая техника застрянет, и благодаря своей лёгкости быстрее реагируют на изменения ситуации на поле боя. Например, в условиях пересечённой местности лёгкие танки могут обходить препятствия, использовать укрытия и быстро менять позиции, что затрудняет их обнаружение и поражение противником. Кроме того, из-за меньших габаритов и веса их проще перебрасывать по воздуху, что делает их идеальными для воздушно-десантных операций. Они могут оперативно прибывать в зону конфликта, оказывая необходимую огневую поддержку и обеспечивая пехоте дополнительные возможности для манёвра.

Программа MFP и её результат

Макет машины MPF./ Фото: armyrecognition.com

Макет машины MPF./ Фото: armyrecognition.com


Новые идеи о создании лёгкого танка, который мог бы поддерживать пехоту в сложных условиях, появились у американских военных, и в 2015 году они открыли программу Mobile Protected Firepower (MPF). К этому времени уже стало ясно, что тяжёлые танки не всегда могут быстро реагировать на изменения на поле боя, особенно в условиях городской застройки или в горной местности. Традиционные боевые машины слишком громоздкие и тяжёлые для воздушной транспортировки, а их применение ограничивается теми зонами, где есть подготовленная инфраструктура. В связи с этим появилась идея создать более лёгкую и манёвренную машину, которая могла бы оперативно перебрасываться с места на место и обеспечивать пехоте мощную огневую поддержку. Новая машина должна была восполнить пробел между бронетранспортёрами и тяжёлыми танками. Сочетая в себе мобильность, скорость, достаточную защиту и вооружение, она могла бы уничтожать укреплённые позиции и лёгкую бронетехнику противника. Армии нужна была такая техника, которая могла бы эффективно работать в условиях, где основным боевым танкам сложно развернуться.

Макет машины MPF./ Фото: armyrecognition.com

Макет машины MPF./ Фото: armyrecognition.com


На этапе выбора подрядчика конкурировали два крупных игрока: General Dynamics и BAE Systems. Обе компании представили свои прототипы, и после ряда испытаний выбор пал на General Dynamics, которая предложила проект, более соответствующий требованиям Пентагона. Разработка заняла несколько лет, в течение которых машина прошла множество испытаний, от проверки на надёжность до боевого применения в учебных условиях. В итоге, в 2023 году новый танк был принят на вооружение под названием M10 Booker. За этим событием последовало много громких заявлений, но пока остаётся неясным, сможет ли этот лёгкий танк оправдать ожидания. Военные эксперты продолжают спорить о том, насколько он будет эффективен в современных условиях боя, учитывая его характеристики и ограничения.

Технические детали

M10 Booker./ Фото: forecastinternational.com

M10 Booker./ Фото: forecastinternational.com


M10 Booker создавался на основе уже существующих разработок, а за основу взяли узлы и детали, использованные в танке M1A2C, включая конструкцию башни и боевого отделения, которые переработали под новые требования. Башню оснастили системой управления огнём, позволяющей вести стрельбу даже на ходу, а основным вооружением стал 105-мм нарезной танковый пушечный комплекс M35, доработанный специально под новый проект. Это орудие может использовать различные типы боеприпасов, в том числе бронебойные и осколочно-фугасные снаряды. Помимо основной пушки, танк оснащён спаренным 7,62-мм пулемётом, эффективным против живой силы противника, а также крупнокалиберным пулемётом M2. Он предназначен для борьбы с воздушными целями, лёгкой бронетехникой и укрытыми пехотными позициями. Причём всё это управляется дистанционно и имеет цифровую систему прицеливания.

Вид на танк сверху./ Фото: twz.com

Вид на танк сверху./ Фото: twz.com


Бронирование у M10 Booker выполнено по модульной схеме, благодаря чему можно оперативно заменять повреждённые элементы в полевых условиях. Лобовая броня способна защитить лишь от осколков и крупнокалиберного стрелкового оружия, а боковые и задние элементы обеспечивают защиту от лёгких противотанковых гранат. В конструкции также применены элементы противоминной защиты, что особенно важно в условиях асимметричных конфликтов, где противник часто использует самодельные взрывные устройства. При этом общий уровень защиты остаётся на среднем уровне, что объясняется стремлением сохранить мобильность и скорость машины.

Танк M10 Booker./ Фото: gdls.com

Танк M10 Booker./ Фото: gdls.com


Танк оснащён дизельным двигателем мощностью 800 лошадиных сил, который разгоняет его до 65 км/ч. При без дозаправки он может преодолеть около 305 км, что позволяет использовать его в довольно длительных рейдах. При боевой массе в 38 тонн M10 Booker остаётся достаточно лёгким для воздушной транспортировки на стратегических самолётах, таких как C-17 и C-130. Это предполагает использование «Букера» в качестве «оружия быстрого реагирования».

Возможности и недостатки

Танк M10 Booker - урезанный Абрамс./ Фото: slashgear.com

Танк M10 Booker - урезанный Абрамс./ Фото: slashgear.com


M10 Booker был задуман как универсальная боевая машина, а главная его роль — поддержка пехоты в наступательных и оборонительных операциях. Благодаря высокой скорости и манёвренности танк может быстро менять позиции, наносить удары по целям и избегать ответного огня. Предполагается, что он будет эффективен в городских боях и как разведывательная боевая платформа. Правда, недостаток бронирования делает его уязвимым для современных противотанковых средств. В современной войне с дронами-камикадзе и самонаводящимися боеприпасами выживаемость M10 Booker вызывает большие сомнения. Он в любой момент может стать лёгкой мишенью для противника, а его 105-мм пушка не обладает достаточной мощностью для борьбы с современными основными боевыми танками.

Вид сзади./ Фото: topwar.ru

Вид сзади./ Фото: topwar.ru


Также стоит учитывать, что M10 Booker разрабатывался для войны средней интенсивности, а не для масштабных военных конфликтов с применением систем радиоэлектронной борьбы, беспилотников, высокоточной артиллерии и прочих современных вооружений. То есть это сравнительно лёгкая бронетехника для войны с противником, чьи возможности находятся на заведомо более низком уровне, со всеми вытекающими обстоятельствами.

Новый лёгкий танк M10 Booker основан на базе американского МБТ «Абрамс», только в основательно урезанном варианте, с уменьшенным бронированием и менее мощной пушкой.


Обратите внимание:







1713
21.02.2025 09:30
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё