Киномеханик / Фото: film.ru
Человеческий организм во многом ограничен, и это не упрёк его строению. Органы чувств воспринимают всё в пределах собственного диапазона: мы не способны услышать более низкие или высокие частоты, не можем увидеть то, что происходит за границами вполне чётко очерченных возможностей зрения. Впрочем, в последнем случае есть масса споров, утверждающих, что 25-ый кадр, втиснутый в одну секунду хронометража видео-материалов, всё-таки оказывает некое воздействие в области бессознательного.
Кажется, что сегодня кадр под номером «25» уже никого не в силах удивить, и уж тем более шокировать. Хотя ещё лет десять назад вера в этот приём была намного сильнее, причём на почве этого обрабатывались тонны мультимедийных материалов, от клипов и до кинолент, в поисках скрытых посланий или призывов. Выстраивались конспирологические теории, в которых скрытое изображение навсегда заседало в коре головного мозга, и становилось частью подсознательных устремлений.
Немое кино не могло и мечтать о 25 кадре / Фото: www.kakprosto.ru
Запустил в свет теорию о проделках злополучного кадра американский делец и маркетолог Джеймс Викари. В отдельных кинозалах, раскиданных по штату Нью-Джерси, он провёл необычный эксперимент, вставив между кадров популярных лент рекламные интеграции. Одна из них призывала покупать попкорн, а другая - пить кока-колу. Как и полагается, в результате опыта была собрана статистика, в результате которой спрос на оба товара значительно вырос после таких показов. Причём 25-ый кадр внедрялся в эти картины аж три месяца подряд, то есть это вовсе не было разовой акцией.
От всей этой истории исходит очень странный флёр. Изумляет в целом открытость исследования, которое проводилось над подсознанием обычных зрителей, заплативших за билеты и решивших расслабиться в свободное от работы время. А что самое важное, никто из участников эксперимента не подозревал, что он причастен к этому. Конечно, этот опыт сам по себе довольно безопасный и не привёл ни к чему страшному. Единственный ущерб выражался в опустошении кошельков зрителей, да и то невозможно доказать и очень легко опровергнуть сегодня.
Попкорн и кола, по легенде, вошли в первые 25-е кадры
Дело в том, что если показывать три месяца к ряду очень захватывающие современные фильмы(а именно на таких и испытывался приём), люди начнут предаваться культурному отдыху чаще, а если они могут себе позволить, то будут посещать и буфет. Это неизбежно. Также сомнительным во всём этом остаётся тот простой довод, что всё это были одни и те же посетители синематографа, ведь далеко не каждый регулярно посещает его. Или наряду с призывами есть попкорн там нашлось место требованиям ходить в кино снова и снова?
Спустя пять лет Викари сделал публичное признание. Из уст самого виновника торжества общественность узнала, что результаты исследования были подделаны им для привлечения внимания. Нужно отдать должное ему как маркетологу: спустя многие десятки лет его открытие тиражируется и обсуждается по сей день, а сам он вписал своё имя в историю, пусть и не в самый масштабный и значимый её пласт. В России даже был официально принят закон о запрете невидимого глазу кадра в производстве фильмов, что заставляет сильно задуматься о природе этого спорного явления.
Очередь в кино / Фото: tengrinews.kz
Сегодня в новостях могут сделать инфоповодом найденные скрытые кадры в роликах популярных интервьюеров, которые на деле носят юмористический характер. Самые первые полноценные полнометражные фильмы в истории демонстрировались с частотой 18 кадрв в секунду. При таком раскладе движение картинки было лишено плавности, и впускало в своё пространство чёрные дрожащие пятна, и к тому же постоянно мерцало.
В этом была небрежность и своё кинематографическое очарование, а учитывая эффект зарождения кинематографа в целом, даже придавало загадочности. Оптимальным балансом для сетчатки глаза человека стал коэффициент кадров, равный 24 кадрам в секунду. Картинка двигалась достаточно плавно, и ничего не терялось из виду.
Помехи на ТВ / Фото: life.ru
При этом, если допустить возможность существования 25-ого кадра, то не совсем ясно, как мы успеваем обработать это лишнее изображение вскользь, чтобы оно закрепилось напрямую в области бессознательного. Ко всему прочему, обычные призывы покупать тот или иной товар, поданные красиво и со вкусом, тоже довольно часто срабатывают, даже если идут 24-м кадром или просто висят где-нибудь в качестве афиши. Так всегда работала пропаганда, так работают плакатные лозунги или наставления.
Маркетолог Викари просто опередил своё время, поместив рекламу в контекст псевдо-мистики и конспирологии, из-за чего обсуждение технологии докатилось аж до правительственных спецслужб. «25» кадр относится к феномену подпорогового восприятия, который в целом не стоит целиком списывать со счетов.
Сетчатка глаза в силах распознать ограниченное количество текстур / Фото: deep-review.com
Поскольку в определённой мере, быстро мелькающие картинки впечатываются в память, но насколько они могут повлиять на наши цели и запросы - зависит от силы воли и собственных убеждений, а также элементарной трезвой оценки положения. Если бы всё, что ускользает от нашего внимания, случайно или спланированно, оседало в подсознании, то нам просто бы не хватило времени анализировать всё это, не говоря уже о том, чтобы подчиняться. Другими словами, если читатель заметит между строк очертания других слов, это его заинтересует, но не изменит суть текста.
Если вас заинтересовал материал, не пропустите:
Какие проступки перед началом улова рыбаки новичкам не простят