Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

Между гениальностью и безумием: самые спорные «переделки» советской военной техники



В 1980-е и 1990-е годы Советский Союз и новообразованную Российскую Федерацию накрыло цунами откровенно неоднозначных проектов по модернизации или переделке военной техники. В одних случаях уникальные машины переоснащались из соображений острой необходимости. В других случаях де-факто шли под ножовку под прикрытием благих намерений. Сегодня речь пойдёт о самых спорных и неоднозначных предложениях отечественных конструкторов и военных в деле «оптимизации и рационализации».


1. «Акула»: из подлодки в в торговый корабль



Могли сделать сухогруз.

Могли сделать сухогруз.


В 1990-е годы на фоне распада Советского Союза действия договора об ограничении вооружений ОСВ-2 и начавшегося экономического кризиса в стране стали сокращать подводный флот. Одними из первых под нож «оптимизации» попали тяжелые ракетные крейсера проекта 941, более известные в народе под прозвищем «Акула». На рубеже 2000-х специалисты ЦКБ «Рубин» попытались дать утилизируемым подлодкам вторую жизнь. По заказу одной крупной горнодобывающей компании прорабатывался проект превращения нескольких «Акул» в сухогруз для перевозки руды на маршруте Дудинка-Мурманск. Однако, вскоре стало понятно, что идея не выгорит, ибо переделывать атомную подводную лодку в грузовой корабль оказалось слишком дорого.

2. Ту-160: из бомбардировщика в ПВО



Была предпринята интересная попытка.

Была предпринята интересная попытка.


В конце 1980-х и начале 1990-х годов велись разговоры о том, чтобы превратить часть сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-160 в истребители. Для человека, не погруженного в тему, подобная инициатива может показаться абсолютно безумной. Однако на самом деле это не так. Более того, у Советского Союза уже был опыт по созданию так называемых барражирующих перехватчиков. В 1965 году на вооружение заступил Ту-128, который по сути являлся самолётом-носителем для авиационно-ракетного комплекса дальнего перехвата. Построили перехватчик на базе бомбардировщика Ту-98 для охраны северных рубежей СССР. Позднее предполагалось, что и Ту-160 сможет нести батарею дальнобойных ракет класса «воздух-воздух», а также собственную сверхмощную РЛС. Однако, до дела так и не дошло.

3. «Ленок»: из спасателей в памятник



Собирались модернизировать, а в итоге - распилили.

Собирались модернизировать, а в итоге - распилили.


Эта серия уникальных советских подводных лодок появилась на свет в середине 1970-х годов. В отличие от подавляющего большинства других субмарин военно-морского флота, субмарины проекта 940 «Ленок» предназначались для спасения, а не уничтожения людей. Главная задача «Ленок» - проведение спасательных операций по эвакуации подводников с лодок, терпящих бедствие. Всего в СССР было построено две такие подлодки. Среди прочего «Ленок» могли применяться для решения разного рода инженерных задач. По прямому назначению субмарины использовались всего раз. В 1990-е годы уникальные аппараты постигла горькая судьба. Официально подлодки отправили на ремонт и модернизацию, однако в итоге «переделка» свелась к утилизации. Остатки одной из субмарины превратили в памятник.

4. Ту-22М3: из бомбардировщика в «членовозы»



До сих пор служат.

До сих пор служат.


Инициатива о превращении атомного ракетоносца в сухогруз для транспортировки полезных ископаемых – это далеко не единственный пример торжества «демократии» из отечественной истории. Похожая судьба могла постигнуть и снятый с производства Ту-22М3. В 1990-е годы в КБ Туполева прорабатывался проект о превращении сверхзвукового бомбардировщика и ракетоносца в комфортабельный бизнес-джет для людей с хорошими лицами. Учитывая, что салон перспективного Ту-344 должен быть вмещать всего 10-12 пассажиров (для сравнения Boeing 747 возит от 350 до 660 человек), то становится очевидно, что не для нас – «крестьян кривозубых» сие чудо техники предназначалось. К счастью, изначально военный Ту-22М3 оказался слишком шумным самолётом для коммерческих перевозок.

5. «Варяг»: из авианосца в казино


Должен был стать казино.

Должен был стать казино.


Когда в одном предложении встречаются «лихие 90-е» и «армия», то в 9 из 10 случаев неравнодушному обывателю заочно понятно, о чём дальше пойдёт речь. Тяжелые авианесущие крейсера проекта 1143 в основной массе своей не стали в этом отношении исключением. Славный «Варяг» (ранее «Рига») и вовсе был продан Китаю в 1998 году. Приобрёл ТАВКР некий бизнесмен из Поднебесной, что собирался превратить судно в плавучее казино… К добру или к худу (тут уж как посмотреть) «Варягу» была уготована другая судьба. Спустя годы выяснилось, что китайцы не только не порезали или не переоснастили «Варяг», но и модернизировали его… После чего поставили на службу НОАК. Так, советская «Рига», а ныне «Ляонин», стала первым авианесущим крейсером Китая.

6. Як-52: из учебного в ударные



Опирались на американский отзыв.

Опирались на американский отзыв.


В 1970-е годы в Советском Союзе была предпринята попытка превратить поршневой учебно-тренировочный Як-52 в штурмовик. По итогу, должна была получиться машина в духе самолётов штурмовой авиации времён Второй мировой войны. Учитывая, что к этому моменту за окном уже виднелись 1980-е, у многих граждан возникнет вопрос в духе: что употребляли советские конструкторы? На самом деле идея была абсолютно здравой, так как родилась в результате анализа опыта Вьетнамской войны. Дело в том, что в 1970-е годы, несмотря на тотальное господство реактивной авиации, американские ВВС вернулись к использованию поршневых самолётов в ходе контрпартизанских операций. А именно к A-1 Skyraider и OV-10 Bronco. В итоге в советском союзе появился поршневой Як-52Б с современным ракетным вооружением. Увы, на испытаниях машина показала себя плохо, из-за чего от идеи отказались.

7. «Пиранья»: из диверсионных субмарин в кинозвёзды


Для доставки диверсионных групп.

Для доставки диверсионных групп.


В середине 1980-х годов в Советском Союзе была создана новая серия диверсионных подводных лодок. Субмарины проекта 865 «Пиранья» предназначались для охраны акваторий военно-морских баз и портов. Кроме того, такие подлодки предлагалось использовать для незаметной доставки разведывательно-диверсионных групп. Формально «Пираньи» продержались на вооружении до 1999 года, хотя уже в 1990-е годы подлодки по прямому назначению не использовались. Вместе этого одна из последних субмарин проекта использовалась для съёмок в кино, после чего в марте 1999 года отправилась в Кронштадт, где её порезали на металл.

8. Ан-12: когда захотелось свой ганшип


Мог появится российский ганшип.

Мог появится российский ганшип.


По-зарубежному «Ганшип» (от слов Gun – ружьё и Ship – корабль), а по-нашему – самолёт непосредственной артиллерийской поддержки. В истории мировой военной авиации таких самолётов было не то чтобы много и большинство у американцев. В отечественных небесах «ганшипы» как-то не прижились, хотя в 2000-е годы уже в бытность Российской Федерации среди военных и конструкторов неоднократно поднимался вопрос о возможности превращения в такой самолёт стареньких Ан-12. Подобные предложения подступали не из праздных размышлений, а на основании анализа опыта реальных боевых действий с участием вооруженных сил США. Ганшипы неоднократно доказывали свою высокую ценность на поле боя, правда почти всегда в условиях отсутствия хорошо организованных ПВО. В итоге, от проекта отказались, решив сделать ставку на старые-добрые ударные вертолёты.

А вот интересное видео с нашего канала - 3 лучших российских боевых вертолета, завоевавших симпатии военных всего мира:



В продолжение темы читайте о том, почему многие автомобилисты остаются недовольны AGM-аккумуляторами.

Обратите внимание:

0
2266
Версия для печати