В Советском Союзе развитие тяжелобронированной техники всегда было одним из приоритетных направлений. Из конструкторских бюро вышло немало интересных проектов, правда, далеко не все пошли в серийное производство. Некоторые так и остались впечатляющим памятником советскому инженерному гению.
1. Тяжёлый танк «Объект 279»
Тяжёлый танк «Объект 279». / Фото: dzen.ru
В 1955 году военное руководство заговорило о необходимости разработки нового тяжелого танка. Для него был сформирован целый список технических требований, среди прочего значилось, что перспективный танк должен превосходить по вооружению все имеющиеся на тот момент образцы, иметь более высокую степень защиты и обладать хорошей проходимостью на мягком грунте. Каждое из участвующих в проекте конструкторских бюро за основу взяло один из уже существующих танков, но специалисты из ВНИИ-100 и Кировского завода предпочли всё делать с нуля.
Тяжёлый танк «Объект 279». / Фото: warspot.ru
Такой подход хоть и был более сложным, но позволил разработать танк, соответствующий практически всем предъявленным требованиям. При этом в «Объект 279» внедрили множество уникальных технических решений. Его сварной корпус с оптимизированными углами выдерживал попадание 90-миллиметрового снаряда и 122-миллиметрового бронебойного, давление на почву распределялось четырьмя облегчёнными гусеницами, а 130-миллиметровое орудие обладало хорошей пробивающей способностью.
Тяжёлый танк «Объект 279». / Фото: parkpatriot.ru
Впрочем, это не помогло ему стать серийным, уж слишком много у него было проблем. Из-за установленного предела в весе в 60 тонн пришлось пожертвовать внутренним пространством, нестандартная ходовая часть плохо поддавалась ремонту и была очень уязвимой, а длинный ствол мог уткнуться в землю на пересечённой местности. В итоге командование вообще отказалось от разработки тяжёлых танков, а «Объект 279» занял место в музее.
2. Тяжёлый танк ИС-7
Тяжёлый танк ИС-7. / Фото: war-book.ru
Этот перспективный танк был практически завершён, оставалось лишь доработать некоторые технические детали и можно было запускать его в серийное производство. На момент разработки, а это были 1945-1948 гг., он был ничуть не хуже своих зарубежных аналогов. Чтобы выполнить пожелания военных, конструкторам пришлось использовать множество нововведений, поставивших ИС-7 на вершину технологий танкостроения.
Тяжёлый танк ИС-7. / Фото: warspot.ru
Одним из нововведений стала ходовая часть. Использование мощных двигателей не позволяло применить стандартную подвеску на торсионах, из-за них силовая установка попросту не помещалась в корпус. Поэтому вместо одного длинного торсиона устанавливали несколько коротких. Вместо обычных катков поставили увеличенные, избавившись таким образом от необходимости поддерживать гусеницу, а сами траки состояли из литых сегментов, соединённых между собой резинометаллическим шарниром. Также тяжёлый танк первым в мире получил мягкие топливные баки. Их разместили в неиспользуемом пространстве двигательного отсека, обычные стальные не выдерживали вибрации, у них лопались сварные швы. Силовая же установка заслуживает отдельной истории, один из вариантов, к примеру, был гибридный, но в конечном итоге поставили судовой 12-цилиндровый дизель мощностью 1050 лошадиных сил.
Тяжёлый танк ИС-7. / Фото: wikiwand.com
В целом, и ходовая часть, и бронирование, и даже 130-миллиметровая пушка показали себя очень хорошо, несмотря на некоторые проблемы, возникшие во время испытаний. Военным всё понравилось за исключением веса – последние прототипы тянули на 68 тонн. В случае использования ИС-7 в боевых действиях, возникала огромная проблема с их транспортировкой. Большая часть мостов просто не выдержала бы подобной нагрузки. Вместе с высокой стоимостью и сложностью производства это решило судьбу тяжелого танка. Проект был закрыт, и к нему больше не возвращались.
3. Сухопутный крейсер СМК
Тяжёлый танк СМК. / Фото: dzen.ru
В 1930-е годы в СССР активно строили танки с несколькими башнями, считая такую конструкцию наиболее оптимальной. Например, тяжёлый танк Т-35 имел целых пять башен, большую центральную с главным орудием и четыре маленьких. Считалось, что таким образом можно повысить огневую мощь, но это работало ровно до тех пор, пока у противника не появились эффективные противотанковые орудия. Из-за своей конструкции Т-35 весил целых 58 тонн, но при этом имел только 20-миллиметровую броню, которая не могла защитить от новых орудий.
Тяжёлый танк СМК. / Фото: shottorg.ru
На этом фоне командование поставило перед Харьковским паровозостроительным заводом невыполнимую задачу – усилить бронирование танка, не превышая при этом вес 60 тонн. Для решения проблемы и ускорения работ даже пришлось подключить другие заводы. От пятибашенной конструкции отказались почти сразу, намного снизив вес и получив возможность нарастить толщину брони. Впоследствии после проведённого военным руководством совещания третью башню тоже убрали. В конструкции тяжёлого танка появилось немало нового. Так на нём впервые советские специалисты установили торсионную подвеску, а за рубежом её ставили исключительно на лёгкие танки. Благодаря снижению общего веса удалось увеличить толщину верхней части лобового листа до 75 миллиметров, а боковой – до 60.
Тяжёлый танк СМК. / Фото: shottorg.ru
После проведённых испытаний было решено отправить танк СМК на передовую вместе с двумя тяжёлыми прототипами другой конструкции, чтобы опробовать их в деле. Правда, закончилось всё плохо. Тяжёлый двухбашенный танк хорошо себя показал, но подорвался на мине. Покорёженную бронемашину в виде отдельных частей впоследствии вернули на завод, где эта груда металла пролежала всю Вторую мировую войну вплоть до переплавки. Руководство в конечном итоге отдало предпочтение КВ-1.
Современные танки – отличный товар, а некоторые модели продаются во всём мире как горячие пирожки.