Новости

RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Google+ Читать в LiveJournal




23.10.2021 13:12
748
Самый перспективный бизнес XXI века: как создать свой маркетплейс

Доля маркетплейсов на рынках продаж отечественных товаров растет. За последние полгода увеличился оборот у таких крупных игроков как AliExpress Россия (на 36%), Ozon (более, чем в 2 раза) и Wildberries (на 70%). И в данном случае эта популярность — вовсе не дань моде. Это ответ на запросы потребителей и предпринимателей, решение их проблем. Стоит разобраться, как это работает и что нужно сделать для того, чтобы создать успешный маркетплейс.

Что такое маркетплейс. Почему лучше найти свою идею для маркетплейса

Мы называем маркетплейсом интернет-ресурс, где можно купить товары разных продавцов или выставить на продажу собственные. Но некоторые интернет-магазины тоже работают через комиссионные схемы, а купить что-то можно и через доски объявлений. Но от первых его отличает открытость для продавцов, а от вторых — возможность совершить покупку исключительно с помощью средств сервиса.

При разработке маркетплейса важно, чтобы он решал основные задачи всех участников оборота, предлагал им именно то, в чем они нуждаются. Для покупателей это:

  • низкие цены за счет меньших затрат продавцов, а также за счет акций и промокодов самого маркетплейса;
  • широкий выбор товаров. В первую очередь это касается больших мультивендорных платформ, но даже на специализированных площадках это преимущество сохраняется, просто в рамках узкого сегмента;
  • более удобная покупка: больше вариантов оплаты и доставки, проработанный интерфейс.

Продавцы обращаются к маркетплейсам, так как это позволяет им:

  • находить клиентов. Продвигать товар надо и на маркетплейсе, но шансы, что теплая аудитория им хотя бы заинтересуется, гораздо выше;
  • снижать затраты. Расходы на разработку своего интернет-ресурса (сайта, интернет-магазина) или успешное продвижение в соцсетях дороги по сравнению с комиссией маркетплейсов;
  • исключить риски, связанные с недобросовестным поведением покупателей.

Для того чтобы создать успешный маркетплейс, нужны бизнес-идея и бизнес-модель. В данном случае нужно определиться с несколькими параметрами.

Концепция и ниша

Возможно создать маркетплейс в какой-то конкретной отрасли или для отдельного типа товаров. Например, это может быть площадка, где продается только посуда и кухонная утварь или только модная одежда (пример — Lamoda). Вы можете предлагать товары, объединенные по какому-то признаку, например, Zenmarket продает только товары из Японии. Вы можете предложить свою схему продажи или набор услуг, который выгодно выделит вас на фоне конкурентов.

Модель взаимодействия с целевой аудиторией

Принято выделять три основные схемы работы:

  • B2C, т.е. когда компании продают товары потребителям. Такие площадки типа Ozon и Wildberries у всех на слуху;
  • B2B, когда компании и продают, и покупают. Эта модель работает для оборудования, станков, комплектующих, для оптовых закупок продовольственных и других товаров у фермеров и локальных производителей. В этом сегменте у нас наиболее известны «Простор» и сберовский ресурс «На_полке»;
  • С2С, когда товары продают друг другу физические лица. Самый известный пример — Юла, а теперь, отчасти, и Авито.

Схема работы с продавцами

Можно брать плату за каждую транзакцию, вводить тарифные планы и подписки, например, в зависимости от количества товаров, брать плату за размещение. Все эти способы можно комбинировать, а также получать доход от дополнительных услуг, партнерских программ, услуг по продвижению товаров.

Внутренняя структура и внешние связи

Здесь нужно определиться, будет ли в вашей модели только виртуальная площадка, или вам нужны склады, пункты выдачи и служба доставки. Также придется определить пул партнеров — какие платежные системы и сервисы будут работать на вашем маркетплейсе, нужны ли вам дизайнеры и редакторы, с какими системами учета нужно интегрировать работу онлайн-площадки и так далее.

Как мы видим, нет и не может быть универсальной формулы успеха, набор факторов, который нужно учесть для каждой ниши, локации и концепции будет свой. Чтобы предложить покупателям и продавцам что-то действительно интересное, удовлетворить их потребности, лучше не использовать готовые схемы, а искать свой подход.

Когда общая бизнес-схема ясна, то вы уже можете говорить, собственно, о разработке самой интернет-площадки с определенным функционалом.

Что нужно учесть при разработке

В принципе, у вас есть два варианта: воспользоваться готовым решением с минимумом функций и подогнать вашу бизнес-модель под нее, или же создать свой маркетплейс, который бы отражал все нюансы вашей бизнес-модели.

Первый вариант годится для решения определенного круга задач, например, если у вас очень узкая ниша с минимумом конкурентов и потенциально небольшой клиентской базой. В таком случае нет смысла тратить много средств, времени и сил на разработку, особенно если вы не уверены в результате.

Для того чтобы протестировать какую-либо новую идею, также можно использовать готовое решение. Кроме того, «готовый маркетплейс» может быть выходом для организации локальной торговли, т.к. позволит снизить затраты.

Но, готовые решения могут сослужить плохую службу, если вы планируете развивать бизнес и масштабировать маркетплейс.

В таком случае вам нужен свой гибкий функционал, который будет соответствовать вашей концепции. Если решение будет разработано специально для вас, то вы получите все «явки и пароли» от него. Видоизменять и развивать его в зависимости от результатов работы, конъюнктуры рынка и ваших планов будет значительно проще.

Для этого нужна команда разработчиков, которая знает, как создать маркетплейс и сможет вместе с вами тестировать решения и подсказать, как их лучше реализовать и какими средствами.

Подход к созданию маркетплейса такой же, как при разработке любого другого программного продукта. Часто наиболее эффективна работа итерациями (Agile), когда в рамках каждой рабочей сессии создается прототип готового продукта, рабочий продукт или его часть. Сессии относительно короткие — не более двух недель. Смысл в том, что если не тратить слишком много времени на проработку всех деталей, то можно быстро начать работу и протестировать то, что получилось.

Иногда результаты оказываются совсем не такими, какими они виделись в первоначальной концепции. В таком случае процесс разработки, техническое задание, а то и сам бизнес-концепт можно оперативно скорректировать. Правда, при такой схеме работы либо вы сами должны быть вовлечены в создание маркетплейса, либо найти того, кто понимает вашу идею и может держать руку на пульсе рабочего процесса. Поэтому лучше всего обращаться в проверенные компании, у которых большой опыт в разработке аналогичных продуктов.

На что нужно обратить внимание при выборе разработчика

Так как для того, чтобы создать маркетплейс нужен комплексный подход, то хорошие результаты покажет команда, в которой есть специалисты разных профилей: программисты с разной специализацией, дизайнеры, копирайтеры и UX-редакторы, аналитики и профессиональные менеджеры, маркетологи и даже инженеры.

Насколько успешна конкретная команда или компания можно судить по портфолио.

Если вы хотите, чтобы вам предложили максимально разнообразить возможности вашего бизнеса и сделали все без привлечения сторонних ресурсов, предпочтительнее, чтобы у команды был опыт внедрения различных приложений и опций. Для маркетплейса может потребоваться опыт:

  • в создании мобильных приложений и адаптации любых продуктов для работы на мобильных устройствах;
  • в разработке чатботов и разнообразных виртуальных помощников;
  • в интеграции с учетными системами, наподобие Bitrix или 1C;
  • работы с ГИС (государственными информационными системами). Особенно это касается случаев, когда на маркетплейсе планируется торговать товарами, которые должны проходить обязательную маркировку (ФГИС «ЦРПТ»), ветконтроль («Меркурий»), торговать алкоголем (ЕГАИС) или лекарствами (МДЛП). Сейчас также актуален вопрос организации работы самозанятых продавцов. Многие пытаются продавать на маркетплейсах изделия собственного производства и таким клиентам гораздо удобнее, если все отчисления будут происходить в автоматическом режиме;
  • работы с платежными системами, электронными кошельками, в настройке интерфейсов и API для работы с платежными агентами, ОФД, ККТ;
  • внедрения разнообразных инструментов сбора информации о клиентах, сбора аналитических данных, средств измерения конверсии, форм захвата лидов. Информацию, полученную с их помощью, можно предоставлять продавцам за отдельную плату.

Подводя итог скажем, что, хотя создание маркетплейса — это сложная и комплексная задача, она вполне выполнима. Главное при этом — четкий план действий и понимание цели, привлечение проверенных специалистов, готовность включиться в процесс с полной отдачей. Учитывая тенденции современного рынка и цифровизацию всех бизнес-процессов, маркетплейсы — это то, с чем нам всем придется иметь дело в будущем. И сейчас еще есть возможность заявить о себе в этой нише.



Понравилась эта новость? Тогда жми:


Смотрите ещё




Присоединяйтесь на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:




Оставить комментарий