Большинство соотечественников знакомо с этим британским истребителем Второй мировой войны или понаслышке, или по роману «Балтийское небо», написанном Николаем Чуковским. В частности, в книге советские летчики, воюющие с немецкими истребителями над Балтикой, в какой-то момент получают вместо своих И-16, новенькие ленд-лизовские «Харрикейны». Первое знакомство с британской машиной на страницах романа заканчивается разочарованием, якобы хваленый самолет не так уж превосходит отечественные И-16. Однако в реальности все было не так просто.
Самолет был не так уж плох. |Фото: mavink.com.
Скептическое и предвзятое отношение к британскому «Харрикейну» («Ураган») во многом выросло благодаря критике самолетов в мемуарах конструктора Александра Сергеевича Яковлева и маршала Георгия Константиновича Жукова. Причем последний не то, чтобы «Харрикейн» ругал. Жуков в мемуарах лишь упоминал о недовольстве Сталина тем фактом, что Черчилль «торгуется» за два десятка тех самых самолетов, в то время как советские летчики их все равно не шибко то и любят. Справедливости ради, назвать британский «Харрикейн» одной из лучших машин Второй мировой войны никак не получится. И все же некоторые ругают этот самолет больше положенного, а ведь на деле машина была неплохой.
Использовался не только как истребитель, но и как штурмовик. |Фото: mavink.com.
На момент «Битвы за Англию» британский «Харрикейн» проигрывал немецкому Messerschmitt Bf.109E и в скорости, и в мощности вооружения. Самолет англичан превосходил немецкую машину лишь по маневренности. Тем не менее, в ходе решающего воздушного сражения англичане применили «Харрикейны» с умом. Истребителям было поручено в первую очередь бороться с немецкими бомбардировщиками, а основную тяжесть воздушных боев с вражескими истребителями переложили на крылья «Спитфайра». А уже после «Битвы за Англию» британцы смогли решить одну из двух проблем «Харрикейнов». Самолет модернизировали до Mk.II оснастил мощными 20-мм пушками.
Главный недостаток - низкая скорость. |Фото: overone.ru.
Хотя «Ураган» и не мог на равных тягаться с немецкими истребителями, он вполне успешно справлялся с авиацией немецких союзников, в том числе итальянцев. А после 1941 года специфика самолета начала постепенно меняться. Британцы стали все чаще применять машину не только как истребитель, но еще и как штурмовик. Вскоре и вовсе появилась модификация чистого штурмовика - Mk.IID, которая обладала еще более развитым вооружением и имела лучшую защищенность. В Советский Союз британский истребитель поставлялся с августа 1941 года. Причем несмотря на упомянутые в начале «кривляния» Черчилля, в некоторые моменты войны СССР получал больше этих самолетов, чем сам воздушный флот Его Величества.
В СССР поставили около 3 тысяч таких. |Фото: авиару.рф.
Хотя «Харрикейн» и не мог на равных бороться с немецкими истребителями, советские летчики эту машину отнюдь не ругали. Британский самолет уж точно был не хуже ЛаГГ-3, Як-1 и уже упомянутых И-16 до модернизации. В частности, положительно о ленд-лизовской машине высказывался советский летчик-истребитель и Герой Советского Союза Анатолий Леонидович Кожевников. О британских «Харрикейнах» он, в частности, рассказывал в своей книге «Записки истребителя». В целом же советские летчики хвалили английским самолет за хорошую живучесть, неплохую вооруженность, маневренность и наличие двусторонней радиосвязи. Последнее было для летчиков особенно приятно и важно. Единственное за что британскую машину всегда жестко критиковали – недостаток скорости.
На какой-то момент СССР получал их больше, чем Королевские ВВС. ¦Фото: gunsfriend.ru.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, какие американские самолеты помогали Советскому Союзу громить Третий рейх.