Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0




Закупка военной техники и вооружений за рубежом – обычная практика, не чужда она и России. В начале 2010-х годов российское Министерство обороны вообще собиралось закупить большое её количество, включая боевые машины и вертолёты. Правда, дело не совсем выгорело, и сейчас Россия развивает собственный ВПК. Тем не менее объём закупок должен был быть немаленьким.


Своё или чужое

Уралвагонзавод./ Фото: rbc.ru

Уралвагонзавод./ Фото: rbc.ru


Далеко не все страны могут себе позволить иметь собственный развитый военно-промышленный комплекс. На его создание, запуск и поддержание работы требуются громадные средства, и если государство не имеет планов по закупке вооружений в больших масштабах, целесообразности в создании ВПК нет никакой. По этой причине большая часть стран в глобальном масштабе предпочитает полагаться на сторонние разработки, особенно если речь идёт о крупной военной технике. Американские гаубицы, немецкие танки, бельгийское стрелковое оружие – список зарубежного оружия и техники, принятых на вооружение в разных странах, достаточно длинный. Правда, подобный выход из положения имеет несколько неприятных нюансов.

Уралвагонзавод./ Фото: rbc.ru

Уралвагонзавод./ Фото: rbc.ru


Хуже всего дело обстоит с техническим обслуживанием и ремонтом вооружений и военных машин. Для этого необходимо разрешить постройку производственных мощностей зарубежного производителя, закупать детали и комплектующие (разумеется, по высоким ценам) и оплачивать работу зарубежных специалистов. В долгосрочной перспективе это безумно дорого, но гораздо хуже, что появляется прямая зависимость от поставок из государств, которые в недалёком будущем могут оказаться врагами. Именно поэтому в своё время Россия отказалась от масштабных закупок зарубежной техники, хоть и приобрела некоторое её количество. Правда, в сравнительно небольших объёмах, и, по всей видимости, это было сделано ради «затыкания дыр», коих образовалось очень много за время долгого кризиса. В силу разных обстоятельств российское Минобороны отказалось от приобретения немалого количества техники, в том числе и достаточно экзотической.

1. Немецко-французские вертолёты

Вертолёт AS350./ Фото: myskillsconnect.com

Вертолёт AS350./ Фото: myskillsconnect.com


В 2012 году российское Министерство обороны собиралось закупить 50 вертолётов, чтобы закрыть потребность в современной учебной технике. В объявленном тендере участвовало несколько компаний, в том числе и немецко-французская, предложившая две своих машины – AS350B3 и AS355NP. Это лёгкие многоцелевые вертолёты, разработанные специалистами Eurocopter (ныне Airbus Helicopters). AS350B3 оснащён одним надёжным и производительным двигателем Turbomeca Arriel 2B. Его максимальная скорость достигает 287 км/ч, а крейсерская — около 235 км/ч. Вертолёт способен подниматься на высоту до 5070 метров и перевозить до пяти пассажиров. AS355NP является двухмоторной версией, оснащённой двумя двигателями Turbomeca Arrius 1A1. Максимальная скорость этого вертолёта составляет 278 км/ч. При этом оба они предназначены для выполнения широкого спектра задач, включая пассажирские перевозки, патрулирование и транспортировку грузов.

Военная модификация вертолёта AS355./ Фото: shootaviation.co.uk

Военная модификация вертолёта AS355./ Фото: shootaviation.co.uk


Главные преимущества этих вертолётов – надёжность и способность работать в сложных условиях. AS350B3 известен своей эффективностью, особенно в полётах по высокогорным районам и во время транспортировки тяжёлых грузов. Высокая мощность и манёвренность делают вертолёт идеальным для операций в экстремальных условиях. AS355NP, благодаря наличию двух двигателей, обеспечивает повышенную безопасность и надёжность, что особенно важно при выполнении ответственных миссий. Оба вертолёта широко используются как коммерческими компаниями, так и военными. Согласно разным источникам, процесс их приобретения был прекращён после смены руководства, которому не нравилась сама эта идея.

2. Patria AMV

Patria AMV./ Фото: wikipedia.org

Patria AMV./ Фото: wikipedia.org


Одной из возможных покупок была многоцелевая колёсная боевая машина AMV, созданная финской компанией Patria. Она имеет модульную конструкцию и может быть адаптирована под различные задачи, включая транспортировку пехоты, эвакуацию (медицинская) и огневую поддержку. AMV оснащена дизельным двигателем Scania мощностью до 450 кВт, что позволяет ей развивать свыше 100 км/ч на шоссе. Базовая модель имеет колёсную формулу 8×8, но существуют модификации и с формулой 6×6. В зависимости от конфигурации, масса машины составляет от 16 до 32 тонн. AMV может оснащаться несколькими боевыми модулями, которые включают в себя, в том числе, 30-мм автоматическую пушку Mk44 Bushmaster II, спаренный 7,62-мм пулемёт, 120-мм миномётную систему NEMO или AMOS и противотанковые управляемые ракеты.

Patria AMV./ Фото: armyrecognition.com

Patria AMV./ Фото: armyrecognition.com


Главная фишка бронетранспортёра Patria AMV – его модульность. Его бронезащита обеспечивает защиту от 30-мм бронебойных снарядов в лобовой проекции, а противоминная защита выдерживает взрывы до 10 кг в тротиловом эквиваленте. AMV оснащается гидропневматической подвеской, которая обеспечивает высокую проходимость на пересечённой местности. БТР имеет хорошую грузоподъёмность и может оборудоваться различными системами защиты. AMV активно используется в вооружённых силах нескольких стран и доказала свою эффективность в боевых операциях, включая миссии в Афганистане. Боевые версии бронетранспортёра могут выполнять функции поддержки пехоты, вести огонь на подавление и бороться с бронетехникой. Его тоже не купили, причины же были аналогичными.

3. Боевая машина Centauro

Бронемашина Centauro./ Фото: vkplay.ru

Бронемашина Centauro./ Фото: vkplay.ru


Среди возможных приобретений была и боевая машина Centauro. Она представляла собой колёсный бронеавтомобиль, разработанный консорциумом Iveco Fiat и Oto Melara для выполнения противотанковых задач и огневой поддержки. Главным орудием Centauro была 105-мм нарезная пушка Oto Melara, а снаряжалось оно стандартными боеприпасами НАТО, включая бронебойные подкалиберные снаряды. Дополнительно на машине устанавливался спаренный 7,62-мм пулемёт и зенитный на крыше башни. Её экипаж включал четыре человека: командира, наводчика, заряжающего и водителя. Бронемашина с боевой массой около 24 тонн на трассе могла передвигаться со скоростью до 108 км/ч, а обеспечивал её дизель Iveco мощностью 520 л.с. Броня Centauro защищала от 14,5-мм пуль и осколков снарядов, а при установке дополнительного бронирования — от 25-мм снарядов в лобовой проекции.

Бронемашина Centauro./ Фото: topwar.ru

Бронемашина Centauro./ Фото: topwar.ru


Одно из главных преимуществ боевой машины Centauro – её высокая мобильность, благодаря которой она может быстро передвигаться по полю боя. При этом пушечного вооружения достаточно, чтобы вести охоту на бронетехнику, и в этом сильно помогает современная система управления огнём с тепловизором и лазерным дальномером. Возможно, военных также привлекла высокая проходимость, которую обеспечивали независимая подвеска и колёсная формула 8×8. Вот только планам по приобретению Centauro тоже не суждено было сбыться, и опять по той же причине. Новое руководство предпочло развивать собственный ВПК, а не полагаться на технику из западных стран. Тем более что в российских реалиях с раскисшими полями и просёлками применение колёсной бронетехники вызывает большие опасения.

Вряд ли бронемашина Centauro принесла бы много пользы, но вот колёсный танк вполне может. В реалиях современной войны мобильность имеет большое значение, поэтому вопрос использования колёсных платформ прорабатывается даже в России.


Обратите внимание:







1239
31.01.2025 16:26
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё