Стартовая платформа, позволяющая выводить на околоземную орбиту космические корабли под названием «Альбатрос Алексеев-Сухой» создавалась с целью запуска челнока с помощью аппарата-носителя, который находился на судне с подводными крыльями. Концепция была представлена в 1974 году и включала многоразовые элементы, что демонстрировало совершенно новый подход к полетам в космос.
1. Особенности платформы
Концепт установки представили в 1974 году/ Фото: building-tech.org
На канале Hazegrayart появилась визуализация с помощью компьютерной графики старта шаттла советских времен, который был построен концерном «Сухой». Данная авиастроительная фирма прославилась на весь мир высокотехнологичными реактивными самолетами.
Также в разработке системы запуска участвовал конструктор подводных крыльев Ростислав Алексеев, работающий руководителем конструкторского отдела при создании аппарата под названием «Каспийский морской монстр».
Конструктор Ростислав Алексеев/ Фото: nntu.ru
Их совместная разработка получила название «Альбатрос» с приставкой «Алексеев-Сухой» и включала в себя трехуровневое исполнение. Это позволяло запустить космический челнок на околоземную орбиту без использования протяженной полосы или обустройства большой платформы для запуска шаттлов. Каждая из частей платформы подлежала ремонту и восстановлению для последующего использования.
Концепт «Альбатроса» презентовали в 1974 году. Инженеры представили массивную баржу длиной 70 метров с крыльями, которые находятся под водой, и осадкой в 229 тонн. На борту планировали разместить летательный аппарат «Альбатрос» с крылом в форме треугольника, который сможет комплектоваться водородной ракетой или носителем на жидком кислороде с генерацией тяги в 91,298 млн кН.
Вид на движение платформы «от первого лица»/ Фото: dzen.ru
Носитель будет перевозить 49-метровый шаттл Albatross Raketoplan весом 160 тонн и длиной 49 м, содержащий собственную ракету с помощью 320,1 млн кН. В качестве энергоносителя инженеры планировали использовать жидкий водород, а в роли окислителя был выбран жидкий кислород.
Согласно концепции, летательный аппарат-носитель второго уровня сможет запускать ракеты, а также производить пополнение топливных баков на ходу, используя запас баржи в 180 тонн. Таким образом, баржа будет более быстрой, а сопротивление существенно снизится. Пиковая скорость в 180 км/ч будет достигнута менее чем спустя две минуты после старта ракет.
Старт платформы/ Фото: paluba.media
В это время аппарат сможет развить нужную силу для подъема в воздух, а затем выведет космический корабль на значительную высоту до отделения, после чего последний отсоединится и продолжит полет под воздействием энергии, генерируемой ракетой. В свою очередь, аппарат-носитель начнет снижать высоту и отправится назад на платформу.
Ключевым преимуществом данной концепции являлась возможность совершения космических полетов с Каспийского моря в любом направлении, а также расширенный диапазон наклонения орбиты. А многоразовое применение платформы существенно сокращало расходы на космические путешествия.
2. Судьба проекта
Реализация проекта на скорости 114 км/ч оказалась неосуществимой/ Фото: building-tech.org
К сожалению, этот амбициозный проект так и не получил реальное применение, поскольку полет с использованием подводных крыльев оказался очень опасным на скорости от 114 км/ч.
Под воздействием низкого давления появляется риск закипания воды в области подводных крыльев. Этот процесс даже получил научное обозначение – кавитация. Термин объясняет появление паровых карманов в толще воды из-за критически низкого давления над крыльями, что способствует мощным ударным волнам и обрушению.
Такие особенности ставят под угрозу целостность судов с подводными крыльями, что крайне нежелательно для эксплуатации дорогостоящих ракет-носителей и шаттлов.
И хоть проект не был реализован, даже по нынешним меркам он выглядит весьма амбициозно и революционно.
Интересно также узнать, почему Россия до сих пор не вооружилась новейшим танком Т-14 «Армата».