Не каждый знает о том, что в советских подводных лодках использовались деревянные детали, в частности деревянные втулки и подшипники. Казалось бы, эпоха деревянного парусного флота осталась далеко позади. Зачем в субмарине из металла и резины может понадобиться еще и дерево? И главный вопрос: только ли в СССР до подобного додумались?
Дейдвудный разъем. |Фото: ya.ru.
Всю историю существования подводного флота инженеры бились за сокращение шумности подводных лодок. В 1970-е годы советские инженеры нашли интересный способ снизить громкость работы гребного винта субмарины. Для этого было решено сделать дейдвудный подшипник не из металла, а из дерева. Само собой требовалась не первая попавшаяся древесина, а материал, обладающий достаточными прочностными характеристиками. И такой был найден.
Деревянный подшипники. |Фото: lignumvitaesolutions.com.
Этим материалом стало гваякумовое дерево, известное также, как бакаут. Материал обладает исключительной прочностью. По шкале Янка прочность бакаута оценивается в 4500, сосны в 1 225, красного дуба в 1 290, дерева гикори в 1 820. В древние времена бакаут называли «железным деревом». Нужно ли говорить, что бакаут очень дорогой и редкий. Растет он на Ямайке, Гаити, в Гватемале, в Гондурасе, в Пуэрто-Рико и (барабанная дробь!) на Кубе. Произрастает он и в других местах, но в заметно меньшем количестве. Даже в Крыму растет. Важным качеством гваякумового дерева также является высокое содержание смолы (до 25% от объема). По этой причине подвижные детали из бакаута не нуждаются в смазке и движутся очень тихо.
Железное дерево. |Фото: vsegda-pomnim.com.
Конечно же, использовать «железное дерево» в субмаринах додумались не только в СССР. Более того, бакаут применяется в промышленности и производстве товаров самым широким образом. Деревянные детали из гваякумового дерева есть не только в подводных лодках. Их можно найти в современных морских и речных судах, в железнодорожных вагонах, даже в некоторых самолетах и еще много, где еще.
Бруски железного дерева. ¦Фото: allzip.org.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про «Саров»: для каких задач в России штучно создали единственную в своем роде подлодку.