
Утилизация старого оборудования всегда было делом трудоёмким и непростым, ещё и нередко вредило окружающей среде. Поэтому в разных уголках мира какие только методы решения этой проблемы не выдумывали. Довольно необычный способ вторично использовать списанные вагоны метро в своё время разработали в Америке - они попросту выбрасывали их в океан. Вот только несмотря на то, что делалось это с умом и действительно сумело ещё и пользу планете принести, программа просуществовала менее десятилетия.

Один из самых занятных видов утилизации вагонов метро.
История этой интересной практики началась в 2001 году, когда Нью-Йоркское управление транспорта (англ. MTA) должно было в связи с переходом на новую инфраструктуру в метрополитене списать старые вагон. Проблема состояла в том, что их потом надо было куда-то девать, а выведенных из эксплуатации элементов подземного транспорта насчитывались тысячи. Традиционно их утилизировали на суше, но это был трудный дорогостоящий процесс, и в этот раз его использование было буквально разорительным.

Когда транспортные ресурсы нужно менять, приходится разбираться со списанным оборудованием.
Дело в том, что списанию в утиль подвергались сразу два вида вагонов: по информации редакции novate.ru, таковыми были «Redbird», которые эксплуатировались около половины столетия, а также «Brightliners», что были чуть посовременнее, но тоже изжили своё. Часть вагонов в данном случае строили из нержавейки, а другие из углеродистых материалов, но при этом использовали асбест, что делало стандартную утилизацию ещё и опасной. Потому руководство MTA, занимавшееся переработкой, решило найти альтернативу.

Вагоны типа «Brightliners» во время эксплуатации.
Концепт был одновременно проверенным временем, но при этом новаторским - вагоны решили затапливать в океане, чтобы сделать из них каркас для искусственных рифов. Дело в том, что такое пополнение океана рифами практикуется более столетия, однако традиционно используются для этих целей камни или нечто подобное. Вагоны метро так раньше не применяли, и в этом было новшество. Однако привлечение специалистов из нескольких департаментов рыболовства США подтвердило перспективность этой идеи.

Искусственные рифы - практика не новая, но вагоны метро решили использовать впервые.
Работа для создания искусственных рифов из списанного метро была проделана очень детально. Ведь сначала вагоны требовалось подготовить для погружения на дно морское, чтобы они вместо пользы не приносили вред. Так что с них демонтировали всё, оставляя только каркас из нержавеющей стали. Потом остовы грузили на баржи и доставляли в специально выбранные для роста рифов места - для этого измеряли глубину и исследовали дно, чтобы будущий риф крепко засел в грунте, а не блуждал, повреждая наросты, при каждом шторме.

Перед утоплением вагоны тщательно готовили и выбирали для них место.
Всего в американские территориальные воды в рамках этой программы погрузили около 2,5 тысяч вагонов метрополитена, и на них действительно хорошо нарастали рифы, которые становились местом проживания десятков видом морских обитателей, от рыб до мидий, креветок и самих кораллов. С точки зрения поддержания экосистемы региона утопление вагонов оказалось очень перспективным проектом.

Морской мир внутри «Redbird Reef» - самого известного рифа из вагона метро.
К тому же, такой новаторский подход к утилизации привлёк внимание дайверов, туристов и рыбаков, а это развивало местную туристическую сферу и экономику в общем. Причём по данным властей, вклад программы в увеличении пополнения бюджета налогами был довольно неплохим. Выиграла от концепции затопленных вагонов и MTA, которая сохранила просто огромные деньги на отказе от традиционной утилизации: по данным novate.ru, общая сумма сэкономленных средств составила около 30 миллионов долларов менее чем за десятилетие.

Программа по превращению старых вагонов в рифы казалась со всех сторон выгодной.
Казалось бы, такой отличный проект должен существовать и сегодня, однако в реальности его закрыли ещё в 2010 году. Причин тому было несколько: во-первых, экологи всё-таки сомневались в том, а не стал ли асбест, сохранившийся в вагонах, губительным для экосистемы океана. А во-вторых, выяснилось, что далеко не всякие списанные метрополитены можно превратить в рифы. Дело в том, что поздние модификации вагонов имели в составе слишком много пластика, а те, что были из нержавеющей стали, после погружения слишком быстро разрушались. Так что продолжать программу не стали, но в историю она точно вошла.
В дополнение к теме - полезный материал о том, как правильно утилизировать старые покрышки и можно ли использовать их на даче
