«Первый Львовский»: каким был один из самых популярных мотовелосипедов Советского Союза В-902
Автор: antton, 30.04.2023 15:55
Первые мотовелосипеды появились в странах Европы еще в 1920-е годы. Наибольшей популярностью в межвоенный период пользовались модели немецких заводов ILO, Fichtel und Sachs, Solex, а также французской компании Vеlosolex. После окончания Второй мировой войны в Советском Союзе был создан велосипедный бензиновый двигатель Д-4. Именно с его появления началась история мотовелосипедов отечественного производства. Одним из первых и то же время наиболее популярных стал львовский В-902.

Двигатель Д-4. |Фото: velomuseum.ee.
Создателем 1-цилиндрового 2-тактного бензинового карбюраторного двигателя Д-4 с рабочим объемом 45 куб.см был советский конструктор-самоучка Филипп Александрович Прибылой. Прототип двигателя он создан кустарными методами. Большинство металлических деталей изобретатель отлил в самодельных формах из песка. В 1951 году Прибылой продемонстрировал прототип силовой установки руководству Харьковского велосипедного завода (ХВЗ). Двигатель произвел на инженеров большое впечатление. Мотор решили опробовать на тогдашних велосипедах, а сам Филипп Александрович сразу же получил место в отделе главного конструктора.

Рабочие ЛМЗ на линии по сборке мопедов. |Фото: Twitter.
Правда, уже первые испытания двигателя Д-4 выявили несколько проблем. Связаны они были отнюдь не с мотором, а с советскими велосипедами. Длительная эксплуатация обычного велосипеда с бензиновым мотором приводила к ускоренному износу отдельных узлов. Велосипеды быстро ломались, особенно при накрутке хоть сколь-нибудь солидного пробега. Поэтому было решено начать разработку специальных мотовелосипедов, рассчитанных на использование двигателя внутреннего сгорания. Работа была поручена двум конструкторским коллективам. Первый трудился на базе ХВЗ. Второй – на базе Львовского велосипедного завода (ЛМЗ) при поддержке специалистов харьковского ЦКТБ велостроения. Спустя некоторое время харьковчане представили модель В-901, производство которой в дальнейшем было налажено на ХВЗ. Львовяне в свою очередь представили модель В-902.

До сих пор ездят, отличная штука! |Фото: Twitter.
Мотовелосипед В-901 имел не так уж много отличий и особенностей в сравнении с обычным дорожным велосипеда. Совсем иначе дела обстояли с львовским В-902. Последний качественно отличался от обычных велосипедов наличием усиленной жесткой рамы, спаянной из труб разного диаметра. Передняя вилка мотовелосипеда была оснащена рычажными амортизаторами. Ее конструкция позволяла регулировать жесткость пружин. Также В-902 получил жесткую заднюю подвеску и тормозные колодки на переднее колесо. Колеса получили увеличенные покрышки. Седло мотовелосипеда получило толстую войлочную подкладку и было обтянуто мягкой кожей. На руль поставили велосипедную фару. От обычных дорожных собратьев В-902 также отличался конструкцией шатунов педалей, они были разогнутыми, чтобы не касаться мотора.

Пожалуй самый известный советский мотовелосипед. ¦Фото: ixbt.com.
Первый мотовелосипед В-902 с шильдиком «Львів» сошел с конвейера в 1958 году. Производили 902-ые на протяжении пяти лет вплоть до 1963 года. За это время конструкция велосипеда несколько раз незначительно улучшалась. Велосипед пользовался хорошим спросом и эксплуатировался советскими гражданами на протяжении многих десятилетий, даже после появления на конвейере более совершенной и технологичной модели ЛМЗ – мотовелосипеда МВ-042.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про 9 опасных ситуаций на дороге, к которым должен быть готов водитель.
Постоянный URL записи: https://novate.ru/blogs/300423/66228/
Смотрите ещё
Смотрите ещё
Журнал
Рекомендуем
Последние статьи
-
0 Такой разный «Калашников»: чем АК-47 отличается от АК-74 и какой из них лучше сегодня, 10:28 -
0 Зачем женщины в СССР носили комбинации, и почему потом они исчезли из гардероба сегодня, 09:10 -
0 Необычные и экзотические цветы, которые можно посадить в любом саду средней полосы России 12.03.2025, 23:31 -
0 Летает только Путин: почему Ил-96 не используют для коммерческих авиаперелётов 12.03.2025, 22:59 -
0 «Высшая мера» за игру в футбол и ещё 6 историй, когда привычные сегодня вещи когда-то строго воспрещались 12.03.2025, 21:28 -
0 Строим будущее из грибов: от Земли до Марса 12.03.2025, 19:34 -
0 Как появился на свет и пробивался к конвейеру ВАЗ-2110 - последний серийный автомобиль СССР 12.03.2025, 18:03 -
0 Как эффективно почистить выгребную яму на даче, чтобы избавиться как от запаха, так и отходов 12.03.2025, 15:21 -
0 Что было раньше, курица или яйцо: поставлена точка в этом логическом парадоксе 12.03.2025, 13:29 -
0 4 красноречивых признака, что на работе вас совсем не ценят 12.03.2025, 11:36