Общество RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0
Разное    



Несмотря на то, что времена Советского Союза давно прошли, и многое изменилось в нашей жизни, многие аспекты этого периода по-прежнему представляют интерес. Например, образовательная система, которая оценивается людьми уж очень неоднозначно: её то образцом называют, то радуются её уходу в историю. И чаще всего эта двойственность относится как раз к тем особенностям школы СССР, которые ныне остались в истории. Вашему вниманию 8 ключевых отличий советского среднего образования от современного.


1. Акцент на практику и работу руками


Дети в СССР со школьной скамьи обучались массе практических навыков. /Фото:  pikabu.ru

Дети в СССР со школьной скамьи обучались массе практических навыков. /Фото: pikabu.ru


Сегодня в школах мало осталось занятий, которые подразумевают освоение практических навыков - упор делается больше на всесторонне развитие личности, причём в комфортных условиях, а вот от стрессов стараются избавиться. Советская же школа была куда более суровой и предполагала приспособление советских граждан к постоянной работе во благо народу и партии с малых лет.

У девочек были свои занятия, и кое-что из советского наследия всё-таки сохранилось и сейчас. /Фото: fishki.net

У девочек были свои занятия, и кое-что из советского наследия всё-таки сохранилось и сейчас. /Фото: fishki.net


А так как акцент на ручную работу был заметен и в сферах советской экономики, то нет ничего удивительного, что в первую очередь в школе наравне с базовым теоретическим образованием, давали возможность освоить навыки, необходимые для работы в аграрном секторе либо на заводе. Таким образом, человек мог начать себя обеспечивать, даже отучившись в школе всего восемь лет. Тот же, кто хочет пойти по научной стезе или сфере, где ручной труд будет второстепенным, то ему нужно будет поступить в институт или университет, чтобы расширить свои базовые знания на академическом уровне.

2. Шефство отличников над отстающими одноклассниками


Одни дети после уроков помогали с учёбой другим. /Фото: eg.ru

Одни дети после уроков помогали с учёбой другим. /Фото: eg.ru


Как и в современных школах, обручение в СССР также по-разному воспринималось и усваивалось учениками: одни легко схватывали информацию, другие отставали. Но вот сегодня последние, дабы подтянуть оценки, скорее, обратятся за помощью к репетиторам либо вообще будут пользоваться услугами интернет-ресурсов с готовыми домашними заданиями.

Такой подход часто даже не подразумевал участие учителей. /Фото: life.ru

Такой подход часто даже не подразумевал участие учителей. /Фото: life.ru


В СССР подобные возможности детям были недоступны, но им это фактически и не требовалось - они могли получить помощь, не выходя за пределы родной альма-матер. Речь идёт о традиции шефства, когда более успешные в учёбе учащиеся помогали отстающим с уроками, объясняли непонятные темы и просто общались. Считается, что такая практика была взаимовыгодной: один ученик мог улучшить свои знания, а другой - усилить социальные навыки.

3. Отсутствие специализации уроков для поступления


Все предметы приходилось зубрить с одинаковым усердием. /Фото: stena.ee

Все предметы приходилось зубрить с одинаковым усердием. /Фото: stena.ee


Сегодня в старшей, и даже в средней школе можно заметить тенденцию - некоторые ученики налегают на один набор предметов, но не делают акцент на другие. Так обычно происходит, когда ребёнок уже имеет чёткое представление, кем он хочет быть, куда собирается поступать и какие предметы ему необходимы для поступления. В советской образовательной системе существовал фактически принцип равенства предметов. В итоге имело место не только большое разнообразие предметов в школьной программе, но и необходимость одинаково их изучать.

4. Жёсткая система оценивания


Даже между хорошистами и отличниками в советской школе была настоящая пропасть по успеваемости. /Фото: bolshoyvopros.ru

Даже между хорошистами и отличниками в советской школе была настоящая пропасть по успеваемости. /Фото: bolshoyvopros.ru


Пятибалльная система оценивания была символом советского среднего образования, однако сегодня она нередко и нещадно критикуется. А всё из-за слишком малого числа оценок, а следовательно, и больших трудностей для учеников, если они пытаются свои баллы повысить. Ведь именно оттуда, из советской школы мы получили вот эти прозвища - «двоечник», «троечник», «хорошист», «отличник». Но такие негласные «статусы» часто имели негативный эффект: ребёнок оказывается в положении «или» - «или», а неудачи при попытке увеличить свои оценки сразу на 20% могут стать причиной полной потери мотивации.

5. Единый стандарт образования


Ныне школы разные бывают, а вот в СССР всё было одинаковое, даже качество образования. /Фото: pinterest.com

Ныне школы разные бывают, а вот в СССР всё было одинаковое, даже качество образования. /Фото: pinterest.com


Современная образовательная система предполагает наличие разных по типу учебных заведений - лицеев, гимназий, средних школ и т.п. Однако дело ведь не только в названиях, а в том, что разные учреждения предлагают разное качество образования.

Где бы ты ни учился при СССР, везде обучали одинаково. /Фото: mel.fm

Где бы ты ни учился при СССР, везде обучали одинаково. /Фото: mel.fm


Период СССР такой градации не предполагал вообще: там существовал единый стандарт образования. Это предполагало и одинаковое качество преподавания. К тому же, дети зачастую ходили в школу по месту прописки, так как она была банально ближе к дому, но это не означало, что они получат образование хуже, чем в заведении по соседству.

6. Коллективный подход


Коллективизм был не только в советской аграрной сфере, но и в школьном образовании. /Фото: tribun.com.ua

Коллективизм был не только в советской аграрной сфере, но и в школьном образовании. /Фото: tribun.com.ua


Пожалуй, всем известно, что в советской идеологии всегда на первом месте стоял именно коллектив, причём в любом виде - советский народ, партия, колхоз. В образовательных учреждениях ситуация была аналогичная, и распространялась она не только на поощрительные мероприятия, но и на критику.

Детей поощряли и наказывали всех разом, коллективно. /Фото: tribun.com.ua

Детей поощряли и наказывали всех разом, коллективно. /Фото: tribun.com.ua


Например, если один или пара учащихся в чём-то провинились, то ответственность за это вполне могли понести все ученики в классе. Вопрос целесообразности такого подхода остаётся спорным: вроде бы и чувство ответственности прививают и учат работать в коллективе, однако если использовать один лишь коллективизм, то очевидно страдает развитие индивидуальной личности.

7. Игнорирование развития навыка критического мышления


Навыка критического мышления для советского образования как будто не существовало. /Фото: bobrlife.by

Навыка критического мышления для советского образования как будто не существовало. /Фото: bobrlife.by


Современное образование всё чаще демонстрирует стремление освоить навык критически мыслить и воспринимать информацию. И это совершенно верно - учить с малых лет принципу «доверяй, но проверяй». К сожалению, в советских учебных заведениях о критическом мышлении как будто не слышали, а слова учителей и текст учебника должен был восприниматься как незыблемая истина, о реальной правдивости которых задумываться просто не нужно. Вероятно, причина в необходимости распространять единую социалистическую идеологию, сомнения в правильности которой приравнивались к тяжкому преступлению.

8. Зубрёжка и другие hard skills


Зубрили много, а вот с так называемыми мягкими навыками были проблемы. /Фото: vogazeta.ru

Зубрили много, а вот с так называемыми мягкими навыками были проблемы. /Фото: vogazeta.ru


Справедливости ради, стоит уточнить, что в советский период таких терминов как мягкие или жёсткие навыки услышать было невозможно - такими категориями попросту не мыслили. Однако фактически они были, точнее, признавали именно hard skills, или жёсткие навыки как самые главные. Самым ярким примером в данном случае является обращение к зубрёжке массы теоретического материала. А вот soft skills постигались, скорее, второстепенно.

В дополнение к теме: Почему в советских школах не было 4 класса на самом деле


Обратите внимание:







1470
11.03.2025 19:31
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё