Какие интересные и неизвестные особенности были у советского грузовика ЗИЛ-130
Автор: antton, 30.04.2023 18:00
ЗИЛ-130 – это своего рода автомобиль-легенда для отечественного машиностроения. Подумать только, производство грузовика началось на московском заводе в далеком 1962 и продолжалось вплоть до 1994, а на предприятии АМУР в Новоуральске советского работягу и вовсе выпускали вплоть до 2010-х годов. Машина прошла долгий путь и прожила весьма насыщенную жизнь. Что же интересного было в грузовике, который на первый взгляд выглядит весьма тривиальным?

Отличная машина. |Фото: shnyagi.net.
Грузовик ЗИЛ-130 начали разрабатывать еще в 1953 году в качестве замены для стремительно устаревающих и имеющих свои недостатки грузовиков ЗИС-150. Конструкторские работы велись под руководством Анатолия Маврикиевича Кригера и Георгия Александровича Феста. Дизайн перспективного грузовика разработала художница Т. П. Киселёва. Первоначально проект носил обозначение ЗИС-125 и только потом был переименован. Опытный образец увидел свет в 1956 году, а серийное производство грузовика наладили в 1964. В последствии за десятилетия эксплуатации специалисты ЗИЛ создали еще 39 только серийных моделей этого грузовика.

Двигатель отличный. |Фото: umako-motors.ru.
Самым интересным местом среднетоннажного грузовика грузоподъемностью 5-6-тонн был конечно же двигатель. Базовая модель оснащалась 8-цилиндровым 4-тактным карбюраторным V-образным агрегатом с рабочей мощностью 150 л.с и крутящим моментом 3 200 об/мин, степенью сжатия 6.5 и рабочим объемом 5.9-литра. Интересно, что агрегат грузовика имел много общего с двигателем представительского автомобиля ЗИЛ-111, который оснащался во многом аналогичной силовой установкой. Но при этом степень унификации между двигателями для грузовиков и двигателями для автомобилей в ЗИЛ была такой же низкой, как, например, и у продукции ГАЗ. В последствии силовая установка грузовика неоднократно дорабатывалась и улучшалась, вплоть до конца 1980-х годов.

Самый массовый грузовик. |Фото: dima-sychev.ru.
Хотя ЗИЛ-130 выпускался много лет, было бы ошибкой думать, что на протяжении всей истории модели грузовик не претерпевал изменений. Так, например, некоторые модели оснащались предпусковым подогревателем двигателя – штукой исключительно полезной в сложных северных условиях. В последующие годы в 130-ом появилось транзисторное зажигание, был установлен генератор переменного тока и новый щиток приборов. Несколько раз кардинально менялась конструкция шарниров карданной передачи. Еще одна любопытная особенность – наличие специальных вентиляционных люков в кабине. Сначала их было два, однако уже в 1970 году один люк из конструкции убрали по каким-то непонятным причинам, а спустя несколько лет убрали и второй люк.

Выпускались до недавнего времени! ¦Фото: drikus.club.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про «Гордость Грузии, слезы России»: почему так говорили про грузовик КАЗ-606 «Колхида».
Постоянный URL записи: https://novate.ru/blogs/300423/66225/
Смотрите ещё
Смотрите ещё
Журнал
Рекомендуем
Последние статьи
-
0 Такой разный «Калашников»: чем АК-47 отличается от АК-74 и какой из них лучше сегодня, 10:28 -
0 Зачем женщины в СССР носили комбинации, и почему потом они исчезли из гардероба сегодня, 09:10 -
0 Необычные и экзотические цветы, которые можно посадить в любом саду средней полосы России 12.03.2025, 23:31 -
0 Летает только Путин: почему Ил-96 не используют для коммерческих авиаперелётов 12.03.2025, 22:59 -
0 «Высшая мера» за игру в футбол и ещё 6 историй, когда привычные сегодня вещи когда-то строго воспрещались 12.03.2025, 21:28 -
0 Строим будущее из грибов: от Земли до Марса 12.03.2025, 19:34 -
0 Как появился на свет и пробивался к конвейеру ВАЗ-2110 - последний серийный автомобиль СССР 12.03.2025, 18:03 -
0 Как эффективно почистить выгребную яму на даче, чтобы избавиться как от запаха, так и отходов 12.03.2025, 15:21 -
0 Что было раньше, курица или яйцо: поставлена точка в этом логическом парадоксе 12.03.2025, 13:29 -
0 4 красноречивых признака, что на работе вас совсем не ценят 12.03.2025, 11:36