Берцы стали официальным видом обуви в армии России / Фото: www.mk.ru
Кирзовые сапоги верой и правдой служили русскому солдату много десятков лет, да так, что офицеры ни под каким предлогом не желали изменять своему выбору в пользу другой обуви. С высоким голенищем, попавшие в тексты песен и придающие молодому бойцу вид каноничного солдата, не лишённого некоторой бравады и в то же время приобщённому к духу массовой силы страны, единству во благо общей цели. Берцы же куда более приоритетные с приходом нового миллениума, при всех удобствах, отдают новыми веяниями, словно бы стремятся подчеркнуть индивидуальность: неслучайно эту обувь предпочитают контркультурщики и скинхеды.
Военная обувь, которая была повсеместной в России в конце 20 века, была одним из достижений отечественного изобретателя Михаила Михайловича Поморцева. Инженер и техник, проектировавший ракеты, который ответственен вроде бы за такую опосредованную, но всё-таки имеющую первостепенное значение вещь, смог прийти к особенному компромиссу. Заменитель кожи представлялся доступным, и в то же время насухо предохранял от сырости и ненастья. Сапоги, во многом, были движущей силой армии, и этим напоминали огромную ракету.
Берцы / Фото: bfm.ru
Недаром народная молва окрестила сапоги от Поморцева «чёртовой кожей». В тихом омуте водятся черти, как всем известно, и взять их с поличным не так просто как кажется; везде они кажутся неуязвимыми. Будучи признанным учёным в самых разных областях и матёрым химиком, Михаил Михайлович провёл эксперимент, натерев куски парусины канифолью и парафином, добавив в довесок яичного желтка. Из готового материала снаряжали не только обувь, но и самые разные элементы амуниции начиная от чехлов и заканчивая сиденьями для лафетов. Кирза отлично проявила себя в русско-японской войне, покинув театр военных действий преимущественно в целости и завещанной ей прочности.
Берцы обладают более сложной организацией и привносят удобства и безопасность / Фото: atributia.ru
В свою очередь берцы стали впервые надевать гораздо позднее, в Соединённых Штатах Америки. Они ознаменовали середину двадцатого века. Американские десантники перешли на высокие сапоги вместо низких по двум причинам. Во-первых, прыгать с парашютом им приходилось очень часто, испытания в стране интенсивные и требующие изнурительных попыток пересилить себя. С каждым неудачным дублем был повреждён голеностоп - самая распространённая травма среди начинающих десантников. Новая обувь, которая уже в названии намекала на охрану берцовой кости, старалась создать гарант защиты. Во-вторых, они также были эффектны и удобны в любую погоду и, что не менее важно, включают в себя множество разновидностей.
В НАТО не существует единых стандартов этой армейской обуви. Берцы с шипами для покорения дерзких вершин, облегчённые берцы для летнего сезона, утеплённые для суровой зимы, наконец, универсальные варианты. Ботинки очень грубо и мрачно смотрятся внешне: они буквально состоят из множества узлов и крючков. Последние называются люверсами и включают до 12 узлов. Гражданский аналог обуви, столь популярный для неформалов и представителей контркультуры, включает гораздо больше, что затрудняет перемещение в сложных условиях. Ирония в том, что обувь в стиле «милитари» сковывает гораздо более ощутимо, нежели подлинный, первоначальный вариант для настоящих кровопролитных сражений.
М.М. Поморцев / Фото: calendar.fontanka.ru
С одной стороны, стремление сберечь средства на сапоги для миллионов солдат, заменив кожу более доступным материалом. Это крайне соответствует двадцатому веку, которому так или иначе сопутствовали аскетизм и ограниченность в средствах. С другой, необходимость предотвратить переломы, растяжения и вывихи голенных суставов и костей в результате неудачного приземления. Кирзовые сапоги воплощают сбережение богатства, а берцы - сохранение личностного потенциала солдата. Аскетизм против подстраховки от ошибок и несчастного случая. При таком раскладе даже парадоксально, что милитаристы избрали своим видом обуви второй вариант. Демисезонные, и, во многом, отражающие своё время, американские сапоги с лихими узлами сделали своё дело.
Кирзовые сапоги казались неизменными / Фото: zhukvesti.ru
В двадцать первом веке заменить кожу подручным средствами уже не так важно, как защитить собственное тело. Высокая шнуровка - не самое важное в новой движущей силе армии. Гибкость и подтянутость вместе со строгой фиксацией голеностопа. Кирзовые сапоги во второй половине двадцатого века буквально вросли в образ солдата. Генералы наотрез отказывались даже думать о смене обуви на более удобную и продуманную. Это был некий символ армии как таковой. Сапоги с высоким голенищем из кирзы напоминали внешне сапоги дореволюционных воинских полков, и было в этом что-то сакраментальное. Производство этих сапог было отточено десятками лет; история мерно двигалась вперёд, надев обувь из кирзы.
Кирзовые сапоги на солдатах / Фото: russian7.ru
И разве можно вообразить, что Булат Окуджава писал про берцы? Или, на худой конец, песня «здравствуй, юность в сапогах» уж точно не об этой американской обуви для десантников. Офицеры и спецназовцы России обрели чёрные лакированные берцы лишь в 2000-х годах. При всём своём удобстве и комфорте официального перехода исключительно на берцы в российской армии не произошло, хотя они и заняли своё почётное место в ряду сапог и валенок. Многие начинают с классических кирзовых сапог и, когда достижения службы уже приносят свои плоды, переходят на дорогие модели новомодной обуви. Но, несмотря на это, военное дело в сущности своей не подразумевает комфортных условий, которые обеспечивают ногам берцы.
Если вам понравился материал, вас также может заинтересовать:
Зачем шпоры и хлыст стали использовать для тренировки лошадей