Вторая мировая война стала огромным испытательным полигоном для новых технологий в самых разных областях. Как показала практика, огромную роль на поле боя играет авиация, поэтому на её развитие страны бросили огромные ресурсы. В их числе была и Франция, которая уже в послевоенные годы пыталась создать боевой самолёт, способный летать со скоростью 5 Маха. Из этих исследований родился прототип Nord 1500 Griffon, обладающий весьма своеобразным внешним видом.
Перспективные исследования
Самолёт Nord 1500 Griffon. / Фото: mavink.com
В начале 1950-х годов французское правительство заказало целую серию работ, результатом которых должен был стать принципиально новый самолёт, обладающий высокой скоростью и маневренностью. Подрядчиком выступила французская компания Arsenal de l'Aeronautique, главным конструктором которой был Жан Гальтье. Для проверки своих теорий компания использовала большую аэродинамическую трубу и небольшие модели с тщательно рассчитанной формой. В итоге конструкторы построили несколько планеров из дерева и стали, включая и Arsenal 1301 со стреловидным крылом. Он и стал впоследствии основой для будущего чуда инженерной мысли.
Самолёт Nord 1500 Griffon. / Фото: strategicfront.org
Поначалу планеры запускали с самолёта – их поднимали на определённую высоту и отправляли в полёт, собирая при этом многочисленные данные, оказавшиеся чрезвычайно полезными для специалистов. Тем временем компания-подрядчик сменила несколько хозяев и была преобразована в Nord Aviation, и уже под новым именем она продолжила работу. На основе проведённых исследований собирались построить три прототипа, но к последнему, оснащённому сдвоенной двигательной установкой, так и не приступили. Первым стал Nord Gerfaut, вторым Nord 1500 Griffon. Хоть конструктивные особенности «Грифона» и не позволили использовать его для серийного производства, он был самым интересным и наиболее перспективным.
«Северный Грифон»
Самолёт Nord 1500 Griffon. / Фото: pinterest.ru
Даже сейчас, в век экспериментальных технологий, внешний вид «Грифона» вызывает сильное удивление. Он радикально отличается от всего, что когда-либо создавалось авиационной промышленностью, а по своей сути представляет собой огромный двигатель с крыльями и кабиной. В его конструкции использовался ПРВД, прямоточный двигатель, поскольку это был самый простой способ достичь запредельных скоростей.
Самолёт Nord 1500 Griffon. / Фото: airwar.ru
В конструкции «Грифона» использовались стреловидные крылья, они позволяли добиться лучшей управляемости на больших скоростях, а кабину приподняли над огромным воздухозаборником. Последний был необходим, чтобы обеспечить двигатель нужным количеством воздуха, без которого он попросту не мог работать и не давал требуемой тяги. По обе стороны кабины разместились дестабилизаторы – дополнительное оперение, улучшающее управляемость.
Самолёт Nord 1500 Griffon. / Фото: pinterest.ru
Первые тестовые полёты, проведённые в 1955 году, Nord 1500 Griffon выполнялись без прямоточного двигателя, конструкторы для начала хотели убедиться в стабильности самолёта. Правда, без него «Грифон» даже в воздух не смог подняться, и его пришлось переделывать. Зато с ПРВД он сразу же разогнался до 1,3 Маха (1551 км/ч), но эта скорость была слишком мала и не дотягивала до проектной.
Самолёт Nord 1500 Griffon. / Фото: mavink.com
Тем не менее французские специалисты не остановились на достигнутом. Они внесли в проект существенные доработки и построили экспериментальный самолёт Nord 1500 Griffon II, а самые большие изменения коснулись двигателя. Поскольку тяги катастрофически не хватало даже на больших высотах (прямоточный двигатель лучше работает в разряжённой атмосфере), его сделали гибридным, добавив в конструкцию турбореактивную составляющую.
Самолёт Nord 1500 Griffon. / Фото: flugrevue.de
Последующие несколько месяцев испытаний и множество корректировок принесли свои плоды. Сочетание прямоточного и турбореактивного двигателей позволило увеличить скорость до 2,13 Маха (2316 км/ч), а потолок до 15 тысяч метров. Цель работ – достижение скорости в 2 Маха, была достигнута, но целиком успешным проект так и не стал, поскольку выяснилась не очень приятная деталь. Построить самолёт, работающий по такой схеме, оказалось невозможным.
Самолёт Nord 1500 Griffon. / Фото: pinterest.com
Температура реактивного выхлопа была настолько велика, что стальной двигатель оплавлялся изнутри. К тому же высокая скорость сильно влияла на корпус, он нагревался и вибрировал. Работы над «Грифоном II» свернули в 1961 году, сосредоточившись на самолёте Nord Gerfaut, но полученные результаты оказались чрезвычайно полезны. Прямоточный маршевый двигатель впоследствии использовали в ракетах.
Прямоточные двигатели легли в основу современных разработок, таких как российская гиперзвуковая ракета «Кинжал», мировой рекордсмен в скорости, за которым не может угнаться ни одна система ПРО.