Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0
Машины    



В советском автомобилестроении этот мотор произвел настоящую революцию. Использовать его можно было бы и по сей день, ведь он точно не хуже силовых установок производства ВАЗ, который до сих пор ставят на «Ниву». В 1970-е годы этот мотор смог приятно удивить не только наших соотечественников, но и жителей стран Запада. Одно из лучших творений советских конструкторов знали по всей Европе и даже считали без преувеличения и пафоса «передовой технологией».


Одним из идейных вдохновителей был БМВ М10. |Фото: ya.ru.

Одним из идейных вдохновителей был БМВ М10. |Фото: ya.ru.


В 1960-е годы на МЗМА коллектив инженеров Игоря Окунева занимался созданием принципиально нового двигателя. В рамках процесса разработки изучался, в том числе иностранный опыт. Стороной не обошли и 1.5-литровый агрегат BMW из серии М10. Советские конструкторы действительно кое-что подсмотрели у немцев. Вскоре появившийся советский двигатель также был 1.5-литровым, был оснащен полусферической камерой сгорания, имел цепной привод ГРМ, характерный наклон для уменьшения высоты, а также мог развивать мощность в 75 «лошадок» при 5.3 тысячах об/м. Собственно на этом сходство между советской разработкой и немецким «оригиналом» заканчивались.

Советский мотор появился в начале 1960-х. ¦Фото: ya.ru.

Советский мотор появился в начале 1960-х. ¦Фото: ya.ru.


От своего идейного вдохновителя советский силовой агрегат был алюминиевым, а не чугунным. При этом имел советская установка получила чугунные гильзы, которые значительно упрощали ремонт мотора. В добавок к этому двигатели отличались расположением навесных агрегатов также сильно, как день отличается от ночи. Были между советским и немецким мотором и другие менее значительные отличия. Ну, а называлось сие чудо советской инженерной мысли - УЗАМ-412. Первый автомобиль с этой установкой сошел с конвейера в 1966 году, благодаря чему новый мотор стал настоящим прорывом для Советского Союза.

Именно благодаря двигателю Москвич-412 получился таким. |Фото: 5koleso.ru.

Именно благодаря двигателю Москвич-412 получился таким. |Фото: 5koleso.ru.


Собственно, во многом благодаря двигателю тот же Москвич-412, появившийся в уже упомянутом 1966 году, оказался настолько прорывным автомобилем. По паспорту автомобиль мог разгоняться до 140 км/ч. Хотя в документации УЗАМ-412 была заявлена мощность в 75 «лошадей», на практике двигатель мог выжать из себя все 80. При этом мотор имел высокую степень сжатия и нуждался высокооктановом 93-го бензине. Также мотор отличался низким расходом смазочного материала и обладал исключительной надежностью. Сегодня сложно поверить, но даже после 150 тысяч пробега УЗАМ-412 не требовал ремонта. Хотя регулярное обслуживание установки все равно требовалось… Правда, регулировать те же клапана на моторе было совсем не сложно.

Мотор сразу же полюбили советские спортсмены. ¦Фото: drive2.ru.

Мотор сразу же полюбили советские спортсмены. ¦Фото: drive2.ru.


Нужно ли говорить, что прорывной мотор очень быстро облюбовали советские гонщики? Именно благодаря УЗАМ-412 наши гонщики хорошо показали себя на марафонах конца 1960-х и начала 1970-х годов в Лондоне, Мехико, Сиднее, а также в турах по странам континентальной Европы. И, конечно же, после этих соревнований к советскому мотору самым серьезным образом присмотрелись на Западе. Даже в Великобритании, которая была более, чем избалована ассортиментом хороших моторов, советский УЗАМ-412 продавался на протяжении нескольких лет в количестве 3.5 тысяч экземпляров в год! Впоследствии линейка двигателей также пополнилась форсированным модификациями и моделью с двумя валами.

А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение темы читайте про 10 самых необычных автобусов родом из СССР.


Обратите внимание:







6702
29.03.2024 11:13
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё