Несмотря на то, что города по всему миру стараются сделать как можно более комфортными, это удаётся далеко не всегда и не везде. Поэтому создаются и новые концепции, призванные привнести в нашу жизнь как можно больше комфорта. Одним из проектов, которые пропагандируются под лозунгом «место для жизни будущего», является «15-минутный город». Вот только при всей своей первоначальной перспективности он оказался настолько спорным, что даже оброс конспирологическими версиями.
Очередная концепция «города будущего», которая оказалась очень спорной. /Фото: pr.help
Эта задумка принадлежит человеку по имени Карлос Морено, который решил предложить собственный вариант «города будущего». Это и неудивительно, ведь темпы урбанизации растут семимильными шагами, а старые мегаполисы уже за прогрессом человеческого ума не поспевают. Сам автор концепции 15-минутного города считает, что с её помощью действительно получится не только сделать жизнь людей более комфортной, но и способствовать здоровому тайм-менеджменту, и даже сохранить планету.
Профессор Карлос Морено - автор концепции 15-минутного города. /Фото: forbes.ru
В основе проекта лежит не только желание привнести в повседневность горожан больше удобств, но и забота об экологии - довольно популярный и актуальный в наши времена тренд. Ведь результаты исследований оставляют желать лучшего: при увеличении всего за полвека числа жителей городов на четверть, инфраструктура соответствовать запросам не может. Прежде всего, это проявляется в транспортной системе - по информации редакции novate.ru, именно города производят до трёх четвертей выбросов углекислого газа в атмосферу и почти столько же тратит энергии.
Постоянные пробки серьёзно вредят атмосфере Земли и общей экологической ситуации. /Фото: ladtime.ru
Эту проблему задумал решить, профессор Сорбонского университета и специалист по урбанистике Карлос Морено - согласно его основной идее, города можно застраивать таким образом, чтобы большинство нужных учреждений и инфраструктуры должны располагаться не более чем в 15 минутах пешком либо на велосипеде.
Если инфраструктура и учреждения будут близко располагаться, то пешеходов и велосипедистов станет больше. /Фото: neighborhood.lv
Чтобы достичь этой цели, города требуется условно разделить на необходимое количество секторов или зон, которые будут представлять собой фактически населённый пункт в миниатюре — там будут собственные школы и высшие учебные заведения, клиники, театры и музеи, парки и тому подобное. Аналогичным образом, то есть максимально доступно, должны быть расположены и административные учреждения.
Общая идея концепции 15-минутного города - доступность до всего необходимого. /Фото: static.sobaka.ru
Справедливости ради, стоит уточнить, что профессор Морено не придумал идею города с шаговой доступностью с нуля - нечто подобное было предложено ещё в конце позапрошлого столетия британским архитектором Эбенезером Ховардом. Ключевой задумкой его концепции, которую он описал в труде Garden Cities of Tomorrow, было решение деление городов на несколько кварталов, которые были бы похожими на автономные в инфраструктурном отношении деревни. Книга Ховарда стала настольной для специалистов по урбанистике, а его идеи переосмысляло множество из них.
Труд Э.Ховарда конца 19 века была и остаётся настольной книгой урбанистов. /Фото: gutenberg.org
Интересно, что концепцию 15-минутного города в определённой степени воплотили в жизнь задолго до Морено и, как ни странно, в Советском Союзе. Речь идет о реализованных неоднократно планах градостроительства, где города не просто делились на районы, а получали собственную инфраструктуру в виде учреждений соцкультбыта, например, средних учебных заведений, магазинов и точек общественного питания и прочих точек обслуживания населения. К слову, что-то похожее незадолго после образования СССР предлагали на другом конце планеты для Нью-Йорка, но не реализовали на практике.
Советский соцгород - фактическая предтеча концепции 15-минутного города. /Фото: rbth.com
В итоге именно проект 15-минутного города, который предложил Карлос Морено, сегодня считается очень актуальным в контексте всех похожих задумок. Во многом этому ещё и способствовали ограничения, существовавшие не так давно во время пандемии. Но главным элементом привлечения внимания к концепции являются всё-таки её основные достоинства: возможность для каждого человека иметь доступ до большинства, если не всех необходимых учреждений и инфраструктуры в пределах 15 минут пути пешком или на велосипеде.
Реализация проекта требует выполнения ряда задач. /Фото: moskvichmag.ru
Другие специалисты, изучающие возможности внедрения концепции в современные города, уже создали ряд условий, которые необходимо выполнить. Среди них главными являются, например, создание административных центральных учреждений, позволяющих в своей зоне решать все бюрократические вопросы.
Для того, чтобы получить нужный документ или справку, достаточно будет сесть на велосипед и прокатиться пару минут. /Фото: forbes.ru
Важно ещё отдавать предпочтение в открытии бизнеса и торговли для местных жителей - это позволит и тем, кто предлагает товары и услуги, и тем, кто их потребляет, удовлетворять свои запросы в пределах собственного района или зоны, а также приспособить к этому логистическую систему под уменьшение числа используемых автомобилей.
Ведение бизнеса также предполагается в пределах своего квартала или района. /Фото: resizer.mail.ru
Большие перемены могут ожидать и в контексте архитектуры. Например, предлагается отказ от плотной застройки при одновременной реставрации и сохранению уже существующих зданий. Кроме того, нужно заботиться о парковых и зелёных зонах вплоть до восстановления тех, что уже были заброшены.
Курс на озеленение городов - одна из ключевых задач проекта. /Фото: rbc.ua
Для снижения концентрации сооружений и объектов можно также обратиться к трансформации существующих учреждений в многофункциональные хабы: так, школа, работающая только в будние дни, может на выходные предоставлять свою территорию для открытия ярмарок или рынков.
Один объект в 15-минутном городе может быть многофункциональным. /Фото: prorus.ru
По мнению поклонников концепции 15-минутных городов, при соблюдении всех условий и грамотному устройству зон (районов) позволит, с одной стороны, упростить повседневную жизнь рядового горожанина за счёт увеличения доступности к необходимым заведениям и инфраструктуре, а с другой - улучшить экологическую ситуацию, так как вместе с озеленением территории за счёт возможности добираться до мест назначения без машин, будет снижаться и уровень выбросов выхлопных газов в атмосферу.
Концепция 15-минутного города развивает пешеходность и улучшает экологическую ситуацию. /Фото: rbk.ru
Интересно, что существуют города, где хотя бы частично идея профессора Морено уже была воплощена в жизнь. Самый яркий пример - это Париж. Оказывается, столица Франции уже обладает полсотней практически автономных кварталов, позволяющих разгрузить центр города от транспорта и отчасти перевести население в пешеходный режим. Кроме того, парижский мэр даёт добро на сокращение создания новой застройки в пользу реставрации либо трансформации ранее построенных сооружений.
Париж - самый известный пример активного внедрения проекта профессора Морено. /Фото: gamerwall.pro
Что-то подобное в своём урбанистическом арсенале имеет и Барселона, где уже который год реализуют концепцию Supermanzanas, или «суперкварталов». На данный момент их создали девять единиц, и жизнь там отличается снижением автомобильного трафики при развитии велосипедных дорожек и пешеходных зон, а ещё наличие публичных хабов для разнообразного досуга жителей. Шесть лет назад концепцию 15-минутного города начал внедрять Мельбурн, остановившись пока на трёх кварталах, а в Шанхае за ближайшие 10 лет планируют трансформировать почти всю админсистему и зелёные зоны.
Проект Supermanzanas - барселонский вариант 15-минутного города. /Фото: ciudadinnova.alainjorda.com
Есть множество городов по всей планете, где проект 15-минутного города также решили реализовать, но более постепенно. Вот только далеко не все поддерживают такую идею, причём в некоторых случаях дошло до создания полноценных теорий заговора, связанных с ней. Ситуация уже несколько раз обострялась настолько, что адепты мнения о «двойном дне» в концепции 15-минутных городов публично заявляли о её откровенной вредности, а активисты даже протестовали против внедрения проекта там, где это уже началось или предполагается.
Протест против реализации проекта в Оксфорде, Великобритания. /Фото: static.euronews.com
В центре возмущения конспирологов лежит расхожее убеждение, что вот такое зонирование города не только ограничит необходимость местных жителей посещать другие районы, но и фактически замкнёт их жизнь в своеобразной клетке. В результате образовалась теория заговора, что 15-минутные города станут новыми гетто либо тюрьмой с пропускным режимом, которые не позволят населению свободно перемещаться. Среди менее радикальных, но всё-таки противников проекта звучат мнения, что реализовать его в современных городах получится лишь частично или не везде, поэтому отказывают ему в универсальности.
Одни развивают проекты в стиле 15-минутного города, а другие выступают против - спорная получилась концепция. /Фото: foamstore.ru, velonation.bike
И всё-таки, большинство специалистов по урбанистике склоняются к перспективности концепции 15-минутных городов и считают её полезной. Отмечая и существующие недостатки, проект всё равно может действительно изменить повседневность людей и «здоровье» самой планеты. Но для того, чтобы такие «города будущего» создавались при двух ключевых условиях: грамотный подход разработчиков и, что самое важное - желание самих людей что-то изменить и жить по-новому.
В дополнение к теме: 5 жилых комплексов планеты, которые можно смело назвать шедеврами урбанистики