В 1932 году под руководством Николая Вселодовича Барыкова был разработан новый советский тяжелый танк прорыва Т-35. Весьма своеобразная машина с несколькими башнями представляла собой достаточно грозное зрелище, несколько раз участвовала в пафосных парадах, но при этом абсолютно не прижилась в Краской армии, хотя и успела поучаствовать в нескольких войнах, включая Великую Отечественную.
Чудовище с пятью башнями. /Фото: livejournal.com.
Идея тяжелых танков с множеством башен тиранично властвовала над умами конструкторов самых разных стран начиная со времен Первой мировой войны. Идея была предельно проста: тяжелый танк виделся этаким сухопутным дредноутом, который должен быть оснащен несколькими ворочающимися башнями с пушками и пулеметами для достижения максимально возможной огневой мощи. Свой смысл в этой идее был. Уж больно соблазнительной казалась возможность стрельбы по нескольким целям одновременно. Тем более, что относительно успешный опыт создания танков подобной конструкции уже был в Империалистическую войну.
Танк вышел очень сомнительным. /Фото: rusautomobile.ru.
Серийный выпуск танков Т-35 начался на Харковском паровозостроительном заводе в 1932 году, а в 1934 году машину уже приняли на вооружение. Советский «змей Горыныч» с пятью башнями был построен на классическом компоновке. Пушечное вооружение располагалось на нескольких ярусах. Танк имел не слишком-то прочную броню, даже по меркам начала 1930-х годов. Верхняя часть лба корпуса (самое защищенное место у танков) имело броню 30 мм. При этом боковое бронирование танка составляло всего 20 мм. Подобная защита могла справиться с пулями, осколками и снарядами малокалиберной противотанковой артиллерии. При этом машины весила исполинские 58 тонн. Для сравнения, тяжелый танк КВ-1 с лобовым бронированием 75 мм 1939 года разработки весил 43 тонны.
До 1941 года не использовался ни в одной войне. /Фото: armedman.ru.
Правда, слова «серийный выпуск» применительно к Т-35 звучат как преувеличение. Все потому, что кроме 2 экспериментальных прототипов за все время было выпущено только 59 серийных образцов этих 11-местных машин. Что любопытно, оба прототипа отличались друг от друга так же сильно, как первые 49 танков от последних 10. Разница была не только в пушках, но и в броне, а также во внутреннем устройстве танков. Совокупность изменений была такой, что Т-35-2 было бы в пору выносить в отдельный самостоятельный индекс.
Большинство танков просто сломалось. /Фото: blogspot.com.
Вооружались танк пятью пулеметами калибра 7.62 мм и тремя пушками калибра: одной 76.5 мм и парой 45 мм. Суммарный боекомплект орудий составлял 220 снарядов. К пулеметам прилагалось несколько тысяч патронов. Экипаж танка состоял первоначально должен был состоять из 9 человек: в главной башне находилось четыре человека включая водителя, два человека обслуживали в пушечных башнях, еще три в пулеметных. В движение сухопутный дредноут приводился 12-цилиндровым двигателем М-17 с отдачей 500 лошадиных сил. В дальнейшем двигатель доработали, повысив мощность до 580 л.с.
Танк для парадов, а не для войны. /Фото: militaryarms.ru.
Ни во время советско-финской войны, ни во время боев с японцами на реке Халхин и озере Хасан ни один из 59 танков не применялся. До Великой Отечественной войны этим машины вообще почти не передвигались, если не считать парадов и учений. А все по причине того, что эксплуатация Т-35 была сопряжена с множеством избыточных усилий и затрат. На момент нападения нацистской Германии на СССР все танки Т-35 стояли на вооружении 34-ой танковой дивизии 8-го механизированного корпуса.
Один танк забрали немцы. /Фото: forums.airbase.ru.
При этом минимум 7 танков были не в боевой готовности и ждали ремонта в Харькове. Еще 8 танков использовались для обучения танкистов. Почти все танки Т-35 были потеряны уже к 9 июля 1941 года во время боев на треугольнике Луцк – Броды - Дубно. Причем большинство танков Т-35 были потеряны не в результате боевых столкновений, а из-за поломок во время марша или маневров. У машин «летели» тормоза и коробки передач. Были проблемы с двигателями. Как минимум один танк перевернулся на берегу реки, еще один – увяз в болоте. Только 5 танков были уничтожены немцами во время сражений под Дубно. Как правило, Красная армия просто бросала бесполезных чудовищ предварительно снимая с них все мало-мальски ценное, в первую очередь пулеметы калибра 7.62 мм.
По иронии судьбы, свой последний бой Т-35 воевал за немцев. /Фото: voenspez.ru.
В октябре оставшиеся танки Т-35, не дождавшиеся ремонта были переброшены в армию, где их превратили в стационарные огневые позиции. Последние 2 машины приняли участие в Битве за Москву. Из них так же сделали ДОТы. Армия получила последние Т-35 от военной академии. Иронично, но Т-35 успел повоевать в годы Второй мировой войны даже за немцев. Одна трофейная машина еще в 1941 году была доставлена на Куммерсдорфский полигон, а в 1945 году немцы использовали советский трофей для создания стационарной огневой точки во время Битвы за Берлин.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про ИС-3: как появился и чем был так хорош советский танк.