
Титан в поезде./ Фото: krsk.au.ru
Пассажирские вагоны за последние пару десятилетий сильно изменились. В них появились кондиционеры, USB-розетки, тихие тележки и комфортные опции, но в углу коридора всё так же стоит знакомый цилиндр с табличкой «кипяток». Этот водонагреватель железнодорожники по привычке называют титаном, и именно он обеспечивает горячей водой весь вагон. Самое же интересное, что этот кипятильник на долгих стоянках до сих пор топят дровами.
1. Как в вагоне появился большой «кипятильник»

Кипяточек в вагоне./ Фото: dzeninfra.ru
Водонагреватель в пассажирском вагоне легко принять за обычный бытовой котёл, но его история началась очень давно. В то время в поезде не было стабильного электропитания, а тёплые станции на маршруте встречались редко. В дальних поездках очень нужна была горячая вода для чая, еды и санитарных нужд, причём не когда получится, а постоянно — днём, ночью, зимой, в степи или тундре. В дороге или на полустанках. Именно поэтому конструкторы изначально проектировали вагоны с некоторой степенью автономности, и водонагреватель был чем-то вроде бытовой палочки-выручалочки.

Один из главных атрибутов пассажирского поезда./ Фото: pikabu.ru
В обычном режиме он подключён к электричеству и работает как большой промышленный бойлер, поддерживая стабильную температуру. При этом внутри корпуса скрыта резервная топка под твёрдое топливо, она нужна была на случай, если напряжение исчезнет или вагон окажется без нормального энергоснабжения. В ранних поколениях вагонов её использовали чаще, чем сегодня, поскольку поезд мог часами стоять на морозе, а горячая вода позволяла хоть как-то согреться.

Единственный горячей воды./ Фото: fishki.net
Работа проводника была простой: пассажир не должен был чувствовать разницы между обычным маршрутом и аварийным режимом. Если поезд застревал в глуши или оказывался без питания на перегоне, вода всё равно оставалась горячей, а кипяток для чая не превращался в роскошь. Из-за этого твердотопливная печь в конструкции не исчезала десятилетиями, она не считалась пережитком прошлого. Эта техника всегда была важной.
2. Печь на дровах в современном поезде

Топка всё ещё используется./ Фото: timag82.livejournal.com
В век высоких технологий и электричества топка для твёрдого топлива в современном водонагревателе кажется совершенно неуместной, особенно в модернизированных вагонах. Впрочем, если посмотреть в регламент эксплуатации и на реальные случаи из жизни железной дороги, то наличие печки в салоне уже не кажется столь сомнительным. Поезда всё ещё уходят на многосуточные маршруты, маршруты проходят через малонаселённые районы, а из-за аварий время от времени случаются перебои с электроснабжением. И вот здесь топка становится крайне полезной.

Вагонный кипятильник./ Фото: jetboatforum.ru
В обычной ситуации нагреватель работает от электросети поезда, а проводник лишь следит за температурой воды и уровнем в баке. В автономном же режиме используется твердотопливная печь, к примеру, если вагон тянется в качестве резервного, или же железнодорожный состав долгое время стоит на перегоне. При этом печь нагревает воду независимо от того, есть в вагоне нормальное электропитание или нет, без технических сложностей и скачков нагрузки. Главное при этом – постоянное наличие горячей воды.

Греет электричество./ Фото: 7book-time.ru
Есть и более приземлённые причины: такие нагреватели отличаются большой прочностью, их легко ремонтировать, а работают они десятилетия без особых проблем. Их можно отремонтировать подручным инструментом, а запасные части есть всегда и везде. Для проводника и механика это критично: простой и понятный прибор не подведёт и не превратится в дорогую и бесполезную коробку, как только пропадёт электричество. Впрочем, подобной техникой могут похвастаться только в России.
3. Что вместо «титана» в других странах
В большинстве стран такие гибридные водонагреватели с печкой на брикетах или на дровах не используются, а ситуацию с российским «титаном» в поезде можно назвать уникальной. Его унаследовали от старой железнодорожной школы, а решаемая им проблема до сих пор актуальна.
США и Канада

Купе в поезде дальнего следования, США./ Фото: wikipedia.org
В этих странах на дальнем сообщении используются электрические бойлеры или промышленные кипятильники в сервисных отсеках. Концепции «самовара в общем доступе» там практически нет, а воду пассажирам выдаёт экипаж или они получают её в вагоне-ресторане.
Китай, Индия, Юго-Восточная Азия

В китайских поездах чайная традиция почти исчезла./ Фото: travellerspoint.com
Эти страны ближе всего к постсоветской традиции: в вагонах всё ещё встречаются стационарные кипятильники для питьевой воды. Но в современных вагонах водонагреватели электрические. Старые вагоны оборудовались керосиновыми или угольными нагревателями, но от них отказываются из-за пожарной безопасности при переходе на новое оборудование.
Постсоветское пространство

В белорусских поездах тоже делают чай./ Фото: klauzura.ru
Россия, Беларусь, Казахстан — именно здесь до сих пор сохранились водонагреватели с резервной топкой. Обычно они работают от электричества, а в экстренных ситуациях в ход идут топливные брикеты (в крайних случаях дрова). Причины этому простые и не всегда очевидные: большая протяжённость сети, инфраструктура везде разная, холодный климат и традиционные требования к автономности.
Ещё интересное с нашего канала:
Что за странный «ночной горшок» лежит на бензобаке главного мотоцикла вермахта - BMW R75
Впрочем, титан – это лишь небольшой пережиток прошлого в современном поезде. Другое дело, когда железнодорожный состав намеренно создают в стиле ретро, чтобы он стал крайне комфортом и дорогим способом путешествовать на огромные расстояния.
