Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

Зачем пехоте непробиваемый БТР весом с танк




Классический бронетранспортер — это своеобразное такси для пехоты, быстрая и манёвренная машина для быстрой доставки солдат на поле боя. Правда, требования современной войны породили несуразную технику — тяжелый БТР, и эта огромная машина весом с танк ломает все привычные представления о роли бронетранспортера. Так зачем понадобилось превращать легкий и манёвренный транспорт в неповоротливого тяжеловеса? И вообще, может ли вообще быть полезной техника, которая настолько сильно отличается от классического БТР?


1. Классические БТР – такси для пехоты

БТР - легкобронированный автобус

БТР - легкобронированный автобус


Для начала нужно разобраться в задачах, выполняемых классической техникой. Обычный бронетранспортер — это в первую очередь транспорт с хорошей мобильностью, причём весьма уязвимый. Он предназначен для быстрой переброски группы пехотинцев, не влезая при этом в прямое боестолкновение с серьезными силами противника. Именно поэтому конструкция БТР представляет собой вечный компромисс между защитой, подвижностью и стоимостью. Легкая противопульная броня спасает от осколков и обычных пуль, но бесполезна против даже самого простого противотанкового гранатомета. Именно поэтому основная тактика применения БТР — это «доставил-спешился». Машина выходит на рубеж, пехота быстро покидает ее через боковые двери или кормовый люк, а сам бронетранспортер либо отходит в укрытие, либо поддерживает десант огнем из пулемета.

Лёгкая броня, высокая мобильность

Лёгкая броня, высокая мобильность


Такая концепция идеально работала в гипотетических сражениях прошлого века, где предполагались стремительные марши по европейским равнинам, но в городских боях и масштабных асимметричных войнах она начала давать сбои. Узкие улицы превратились в идеальные места для засад, где у пехоты просто не было времени на высадку под шквальным огнем. Перед таким массовым оружием, как ручные гранатометы и самодельные взрывные устройства, обычные БТР были практически беззащитны. Именно это и заставило военных пересмотреть классическую концепцию в поисках нового подхода. Было очевидно, что от опасности нельзя просто уехать, а потому решили просто усилить машину, чтобы та смогла выдержать попадания из более мощного оружия. Так легкое «такси» стало превращаться в гусеничную бронетехнику.

2. Тяжёлые БТР

Тяжёлый БТР-Т

Тяжёлый БТР-Т


Главное отличие тяжелых машин — их происхождение. Если обычные БТР проектировались с нуля как обычный транспорт, то их тяжелые родственники часто создаются на базе проверенных танковых шасси. Поэтому они имеют беспрецедентный для бронетранспортеров уровень защиты. Броня, способная выдерживать попадания из гранатометов, противокумулятивные экраны и активные системы защиты — все это перекочевало из танкового мира в пехотный. Конструктивно такие машины тоже отличаются от классики. Десантное отделение переместилось в более безопасную центральную часть корпуса, а для высадки стали использоваться преимущественно кормовые двери — это позволяет пехотинцам покидать БТР под его прикрытием. Силуэт в свою очередь стал ниже и приземистее.

На тяжёлом танковом шасси

На тяжёлом танковом шасси


Тем не менее за такую защиту пришлось заплатить высокую цену. Тяжелые БТР весят как полноценные танки — 40-60 тонн, что резко ограничивает их мобильность и возможности. Их нельзя быстро перебросить по воздуху обычными военно-транспортными самолетами. Вместимость десанта тоже уменьшилась — если в классический БТР помещается 10-12 человек, то в тяжелом варианте обычно 8-9 пехотинцев. Даже проходимость этих машин вызывает вопросы — не каждый мост выдержит такую массу, а грунт на городских улицах может не выдержать давление гусениц.

Защита тоже от танка

Защита тоже от танка


С одной стороны, тяжёлые бронетранспортёры нужны, поскольку они имеют повышенную защиту и могут доставить пехоту к месту назначения под огнём противника. С другой же, большой вес и маленькая подвижность лишают технику главного преимущества БТР – сравнительно большой скорости передвижения и манёвренности. То есть пехота будет в большей безопасности, а сама машина имеет куда лучшие шансы на выживание, но вот быстро доехать уже не выйдет.

3. Плюсы и минусы

Израильский вариант

Израильский вариант


Тяжелые БТР нельзя однозначно оценить — они представляют собой целый набор компромиссов, где каждое преимущество даёт в подарок серьёзный недостаток. Впрочем, в целом ряде случаев способность выдерживать попадания из РПГ и малокалиберных пушек может сильно помочь, а командование получает дополнительные возможности во время боевых действий в городских условиях. Пехота получает реальный шанс доехать до нужного здания, а бронемашина не превратится по пути в груду обломков. К тому же тяжёлое шасси имеет гораздо большую грузоподъёмность, и это значит, что на одной и той же платформе можно построить боевую технику, командный пункт, санитарную или эвакуационную машину, а также прочие полезные модификации.

Большой векс, недостаток манёвренности

Большой векс, недостаток манёвренности


Недостатки такие же серьёзные, как и преимущества, и самый серьезный из них — десант не может помочь в обороне. В отличие от БМП, где пехота может вести огонь через бойницы, в тяжелом БТР солдаты находятся в глухом бронированном коконе и превращаются в простых пассажиров до самого момента высадки. Они не могут отстреливаться через бойницы и хоть как-то повлиять на ситуацию во время движения. К тому же при использовании тяжёлого бронетранспортёра у штурмовой группы есть только одна тактика – продавливать оборону противника бронёй, но тот не будет сидеть сложа руки и обязательно пустит в ход противотанковое оружие. Фугасы, управляемые мины, атаки с верхних этажей, ударные беспилотники – способов остановить тяжелобронированную машину много, после чего она превратится в неподвижную мишень.

4. Стальные тяжеловесы

Внутри Намера

Внутри Намера


Попытки построить тяжёлый БТР были, причём каждая из них создавалась со своим подходом и имела много особенностей. К примеру, израильский «Намер», созданный на шасси танка «Меркава», представляет собой, пожалуй, самый радикальный вариант, в котором выживание экипажа и десанта ставилось на первое место. Машина унаследовала от «Меркавы» ходовую часть и компоновку с двигателем в передней части, что обеспечивает десантному отделению дополнительную защиту. Лобовая броня выдерживает попадания практически всех видов пехотных противотанковых средств, а многослойное бортовое бронирование дополнено противокумулятивными экранами. Вместимость — до 12 пехотинцев, что является выдающимся показателем для этого класса машин. «Намер» идеально адаптирован к условиям Ближнего Востока, где приходится действовать в плотной городской застройке против хорошо вооруженного противника.

Тяжёлые БТР массовыми не стали

Тяжёлые БТР массовыми не стали


Российский БТР-Т на базе танка Т-55 предлагает иной, более практичный подход. Эта машина создавалась с учётом реальных боевых действий, где обычные БТР несли катастрофические потери. Танковое шасси обеспечило базовый уровень защиты, а основное внимание уделили защите от угроз сверху — именно в крышу чаще всего попадали гранаты в городских боях. Десантное отделение вмещает всего 5 человек, что значительно меньше, чем у «Намера», но зато машина получила разнообразное вооружение — от автоматического гранатомета до противотанковых ракет. БТР-Т – более бюджетный и не такой технологичный, как новейшие разработки, но эффективный и ремонтопригодный в полевых условиях.

Ещё интересное с нашего канала:

Чем примечательна советская реактивная система залпового огня «Ураган», придуманная в Чехословакии



Так и получается, что тяжёлый БТР имеет куда лучшую защиту, чем классический, но при этом имеет много ограничений, которые заставляют идти на компромиссы. Это сугубо нишевая техника – уже не бронетранспортёр, но ещё не танк, и применение у него тоже ограниченное.

Обратите внимание:

0
1667
Версия для печати