Среди любителей танков есть популярная шутка: «Танкопром имел три сына: нежный харьковский детина (Т-64А), ленинградский здоровяк (Т-80У), главным сделался – простак (Т-72)!» Штуки-шутками и скороговорки-скороговорками, но советские танки действительно выглядят как родные братья. По этой причине у людей далеких от обсуждаемой темы, но все еще заинтересованных в ней возникают известные сложности с индикацией отечественной бронетехники. Но на самом деле отличать советские танки времен холодной войны не так сложно, как может показаться на первый взгляд.
1. Т-54 и Т-55
Танки Т-55 легко узнаются. /Фото: en.topwar.ru.
До сих пор один из самых распространенных танков на сегодняшний день больше не используется армией России. Хотя оставшиеся Т-54 и Т-55 все еще применяются в третьих странах, в первую очередь на территории Африки и Ближнего Востока. Но можно ли как-то легко и быстро инфицировать 54-ки и 55-ки во всей остальной массе танков советского производства? На самом деле – да! У этих машин есть два характерных признака. Во-первых, перед дульным срезом пушки Т-54/Т-55 имеется хорошо заметное утолщение ствола (эжектор отвода пороховых газов). Во-вторых, у танков этих моделей между первым и вторым опорными катками имеется большой зазор.
2. Т-62
Т-62 узнать не сложно. Смотрим на пушку и катки. /Фото: pikabu.ru.
Танки модельного ряда Т-62 чаще всего путают с танками моделей Т-54 и Т-55. Ничего постыдного в этом нет, внешне машины действительно достаточно похожи. И все же опознать 62-ой не сложно. Во-первых, смотрим на опорные катки: у Т-62 уже нет упомянутого выше зазора между первым и вторым опорным. Во-вторых, обращаем внимание опять-таки на ствол орудия. У Т-62 в отличие от предыдущих моделей эжектор находится не у края дульного среза, а гораздо ближе к центру.
3. Т-64
Серьезная была машина. /Фото: kskdivniy.ru.
Первый советский ОБТ также достаточно часто путают с танками предыдущих моделей. Однако, если как следует присмотреться, быстро станет понятно, что и у Т-64 есть несколько красноречивых признаков, сразу же выдающих эту модель. Во-первых, в отличие от Т-54, Т-55 и Т-62 у первого ОБТ башня находится в центре платформы. Это может быть не сразу очевидно, но, если поставить рядом Т-64 и Т-62 – не спутаешь. Во-вторых, Т-64 отличается от предшественников количеством опорных катков: их 6 вместо 5. В-третьих, у Т-64 часто используются так называемые «трамвайные» катки меньшего диаметра, правда устанавливались такие только на поздние модели. Впрочем, в первую очередь благодаря каткам меньшего диаметра Т-64 можно легко отличить от более поздних танков вроде Т-72 и Т-80.
4. Т-72
Используется по сей день. /Фото: parkpatriot.ru.
Кстати, о Т-72. В том, что этот танк страшно внешне похож на Т-64 нет ничего удивительного. Ведь в свое время 72-ой проектировался именно как «мобилизационная» версия 64-го с большим количеством технических упрощений. Однако, в итоге изменений накопилось столько, что Т-72 пришлось выделять в отдельный модельный ряд, а не оставлять модификацией Т-64. Отличить танки не сложно, опять-таки смотрим на опорные катки. У Т-72 они заметно крупнее и имеют характерные ребра жесткости в форме лучей. Второе легко индицируемое отличие – расположение выхлопа. У Т-72 он выведен в левую сторону. У Т-64 выхлоп выведен назад. Танк же танки отличаются формой башни и схемой установки динамической защиты.
5. Т-80
Один из лучших советских танков. /Фото: topwar.ru.
Один из последних советских танков на сегодняшний день остается самым сложным в опознании. Опять-таки сложности возникают на почве того, что Т-80 – это один из потомков и прямых родственников танка Т-64. Конечно же, сегодня оригинальные Т-80 можно найти разве, что в музее. На вооружении стоят преимущественно танки модели Т-80БВ. Отличить их от Т-64БВ и Т-72Б, особенно в «полном обмундировании» не просто, но невозможно. И здесь нас снова помогут опорные катки… Во-первых, у Т-80 они будут крупнее, чем у Т-64, но меньше, чем у Т-72. Во-вторых, у опорных катков 80-ки нет легко узнаваемых ребер жесткости. В-третьих, третий и четвертый катки Т-80 расположены ближе к друг другу. В добавок ко всему этому у «восьмидесятого» нет динамической защиты на бортах, зато могут быть легко узнаваемые резинокомплекты.
Слева на право катки Т-64, Т-72 и Т-80. /Фото: ya.ru.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение советской темы читайте о том, почему в СССР вдоль дорог высаживали именно тополя.