Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0
Машины    



В 1970-е годы в США взялись за разработку принципиально нового ударного вертолета. Он должен был дополнить и заменить крайне успешный, но морально устаревший AH-1 «Кобра». В Советском Союзе не могли позволить себе отставание в данном вопросе и начали работу над собственным проектом. В итоге в 1975 году в США совершил первый полет вертолет AH-64 «Apache». Советский Ка-50 в этом отношении опаздывал. Первый полет машина совершила только в 1982 году, а последующий развал страны и вовсе едва не поставил крест на программе.


Кто кого? |Фото: aktualno.com.

Кто кого? |Фото: aktualno.com.


Для начала стоит сделать небольшое отступление. Из-за распада Советского Союза американские конструкторы получили известную фору в разработке ударных вертолетов. В том числе по этой причине на сегодняшний день у AH-64 «Apache» сразу три широко использующихся модификации: AH-64A, AH-64D и самая современная AH-64D Longbow. По большинству характеристик вертолеты похожи, однако по некоторым имеют достаточно серьезные отличия. Поэтому для сравнения придется выбрать один. Им, конечно же, станет самый грозный вариант наиболее вероятного противника - AH-64D Longbow (по тексту просто AH-64).

С другой стороны, хотя Россия и оказалась в положении догоняющего со своим Ка-52, за последние годы вертолет минимум дважды серьезно модифицировался. Принципиальных отличий в большинстве характеристик между моделями нет, основные отличия скрываются в начинке вертолетов. Тем не менее в качестве объекта сравнения будет выбран наиболее современный Ка-52М (по тексту просто Ка-52), начавший поступать в войска в 2020 году. Итак, сожрет ли наш «Аллигатор» заокеанского «Вождя индейцев» или все получится наоборот?

1. Названия



Почему аллигатор? |Фото: baamboozle.com.

Почему аллигатор? |Фото: baamboozle.com.


Начать стоит с главного в любой боевой машине. С ее названия! Это все, конечно, шутки, но наверняка многим было интересно, почему Ка-52 вообще «Аллигатор». Какое отношение водоплавающая рептилия имеет к вертолетам?! Хотя достоверного ответа на этот вопрос нет, но кое-что предположить все-таки можно. Был в Советском союзе такой ударный вертолет как Ми-24. Во времена Афганской войны он получил от солдат и летчиков прозвище «Крокодил». Очевидно, народная молва наградила воздушный БМП таким именем за форму его фюзеляжа (она напоминает голову крокодила) и за расцветку – красили Ми-24 преимущественно в зеленый цвет.

Потом был Ка-50, который получил прозвище «Черная акула». По всей видимости название также было вдохновлено цветом и формой фюзеляжа, напоминающей морского хищника. Ну, а что до прозвища Ка-52, то здесь автор рискнет предположить, что название также выбирали с одной стороны по форме корпуса, а с другой стороны сыграла роль «родословная» Ми-24, который также прозвали в честь речного хищника. Но все это неточно.

Кавалерия прибыла. ¦Фото: ya.ru.

Кавалерия прибыла. ¦Фото: ya.ru.


Что же касается американской машины, то здесь с названием вообще все просто. Нашему брату может показаться странным, что американцы прозвали боевую машину в честь индейского племени. Но в действительности все логично. Племя апачей на излете своей истории было крайне воинственно и активно пользовалось лошадьми (легкой кавалерией) для набегов на поселения соседей-индейцев и «понаехавших». Так как вертолеты в современной армии принято называть кавалерией, то название воинственного индейца, предпочитающего совершать рейдерские налеты на лошади, более, чем уместно для ударного вертолета.

2. Технические характеристики


Летает лучше российский. |Фото: gunsfriend.ru.

Летает лучше российский. |Фото: gunsfriend.ru.


По техническим характеристикам Ка-52 и AH-64 достаточно похожи. Экипаж обоих машин состоит из 2 человек: пилота и штурмана. Российский вертолет короче: 16 против 17.7 метров. Диаметр несущего винта почти идентичен: 14.5 против 14.6 метров. Как и высота вертолета: 5 против 4.95 метров. Российский вертолет заметно тяжелее американского, в порожнем состоянии: 7.8 против 5.16 тонны. Ка-52 вынужден нести больше топлива 1.5 против 1.1 тонны (без дополнительных емкостей). Также у «Аллигатора» больше боевая нагрузка 2.8 против 1.65 тонны. При этом максимальная взлетная масса у вертолетов почти идентична: 10.8 против 10.4 тонн. Оба вертолета используют пару двигателей. У отечественной машины это 2 х ВК-2500 мощностью 2 х 2400 л.с. Американская машина использует 2 × General Electric T700-GE-701D, выдающих на пике 2 х 1 890 л.с.

Вердикт: российская машина тяжелее, может нести больше оружия и имеет более мощные двигатели. Однако, радикального превосходства по основным ТТХ не имеет за исключением боевой нагрузки.

3. Летные характеристики



В целом машины сопоставимы. |Фото: wp-s.ru.

В целом машины сопоставимы. |Фото: wp-s.ru.


С летными характеристиками Ка-52 и AH-64 дела обстоят куда интереснее, чем с ТТХ. Конструкция российского вертолета имеет меньший скоростной потенциал и не выдерживает скорости больше 350 км/ч, в то время как «Апач» переносит 365 км/ч. Зато «Аллигатор» куда быстрее «Апача»: 310 км/ч на форсаже у Ка-52 против 265 км/ч у AH-64. Больше у «Камова» и дальность применения: 460 км полета против 407 км. Зато у «американца» выше статический потолок, что бывает крайне важно в ряде ситуаций: 4 против 4.17 км. Как итогу у AH-64 выше и динамический потолок: 5.5 против 5.9 км. Зато российский вертолет манёвреннее. Скороподъемность Ка-52 составляет 15 м/с , а у «Апача» - 12.27 м/с. Максимальная эксплуатационная нагрузка у обоих вертолетов идентичная – 3.5 g.

Вердикт: российская машина заметно быстрее и более маневренная, однако не может выходить на высоты, доступные американскому вертолету. В том числе используя инерцию. А еще схема Камова позволяет летать даже хвостом вперед…

4. Вооружение и броня



Шесть точек подвески. |Фото: sila-rf.ru.

Шесть точек подвески. |Фото: sila-rf.ru.


Сравнивать всю номенклатуру Ка-52 и AH-64 было бы слишком долго. Оба ударных вертолета имеют не просто схожее, а по сути идентичное по своему тактическому предназначению вооружение. Обе машины могут комплектоваться различными управляемыми и неуправляемыми ракетами, бомбами, контейнерами и пушками. Тем не менее, мы остановились на нескольких принципиальных моментах. Первый из них уже был отмечен в разделе ТТХ: Ка-52 несет больше боевой нагрузки, чем AH-64. Российский вертолет можно нагрузить 2 800 кг вооружений, в то время как американский только 1 650 кг. Возможным это стало благодаря числу точек подвески. У Российского вертолета их 6, в то время как у американского только 4. При этом штатное вооружение ударных вертолетов похоже. У Ка-52 – это 30-мм пушка 2А42 с боезапасом 460 выстрелов. У AH-64 – это 30 мм M230 Chain Gun с боезапасом 1 200 выстрелов.

Четыре точки подвески. |Фото: mavink.com.

Четыре точки подвески. |Фото: mavink.com.


С бронированием все гораздо сложнее. С одной стороны, Ка-52 имеет массу защитных средств в 1.5 тонны, в то время как AH-64 защищается только 1-1.1 тонной броней. При этом у «Апача» в отличие от «Аллигатора» отсутствует полное бронирование стекла. Защищен полностью только пилот, в то время как у фонаря «Камова» полная непробиваемость патронами 7.62 мм. С другой стороны, опыт Ка-52 позволил отечественным специалистам говорить о том, что даже такое бронирование ударного вертолета на сегодняшний день не является достаточным. У «Апача» же статистика потерь гораздо лучше, даже при «слабой» броне. Около 80% – это технические неисправности. Арифметически «Камовы» сбивают примерно в 2 раза реже, правда, и летают они в 2.5 раза реже, чем американские машины. Впрочем, здесь важно помнить, что первоочередную роль в выживаемости машины играет все-таки не броня, а то, как она применяется.

Вердикт: оба вертолета имеют серьезное вооружение. Учитывая почти одинаковую максимальную взлетную массу, AH-64 может быть при необходимости довооружен до уровня Ка-52. При этом оба вертолета остаются предсказуемо уязвимыми для ПВО. Тем не менее, бронирование способствует тому, что будет спасено самое ценное в боевой машине – высококвалифицированный экипаж. Кстати, Ка-52 в этом отношении еще лучше, так как имеет уникальную систему катапультирования пилотов! Американцы вынуждены прыгать или падать по старинке.

5. Бортовое оборудование



В целом американское оборудование лучше. |Фото: pinterest.com.

В целом американское оборудование лучше. |Фото: pinterest.com.


Безусловно ТТХ, ЛТХ, вооружение и броня чрезвычайно важны. Однако, в такой сложной машине, как ударный вертолет, первую скрипку на самом деле играет оборудование, которое состоит из прицельно-пилотажно-навигационного и бортового комплекса. Российский Ка-52 оснащается комплексами «Аргумент-2000» и Л-370 «Витебск». Американцы оснащают свои машины комплексами APG-78 и TADS. И здесь заключается, по сути, главное преимущество «Апачей» на сегодняшний день. Американские AH-64 могут начинать вести огонь на дистанции в 8-12 км, в то время как российские машины в лучшем случае работают на расстоянии в 7-10 км. Таким образом американские «птички» могут начать стрелять заметно раньше. До сих пор в России сказывается серьезно отставание в области микроэлектроники. По крайней мере в ВПК эти проблемы год от года решаются, процесс идет, но не быстро.

Вердикт: хорошее оснащение является главным преимуществом AH-64 над ударными вертолетами всех остальных стран мира, включая Россию.

6. Что же в итоге лучше?



Поверженный вождь. |Фото: rusdialog.ru.

Поверженный вождь. |Фото: rusdialog.ru.


На самом деле сравнение любой военной техники – это дело неблагодарное. К сожалению, только история при помощи кровавой показывает, чье оружие оказывается в конечном итоге лучше. При этом на конечный результат оказывает огромное влияние множество «побочных» факторов вроде экономики и способа применения того или иного вооружения. Американский вертолет, к слову, заметно дороже 61 млн долларов за полностью «нафаршированный» AH-64D Longbow. Российский Ка-52 обходится «всего» в 15-20 млн долларов. Однако, разница в цене не отразилась на объемах производства.

Горящий Аллигатор. ¦Фото: ya.ru.

Горящий Аллигатор. ¦Фото: ya.ru.


Вертолеты AH-64 всех моделей (включая потерянные за десятилетия) выпущены в количестве 2.4 тысячи машин. Вертолеты Ка-52 всех моделей произведены в количестве всего 170 машин. Даже при заметном превосходстве в ТТХ и ЛТХ цифры просто несопоставимые. Справедливости ради, Ка-52 в отличие от «Апач» — это не единственный ударный вертолет России, поэтому совокупный разрыв между армиями в количестве ударных вертолетов не будет выглядеть столь ужасающе. Победа как в войне, так и в бою складывается из куда большего количества факторов, нежели «сухая арифметика». Особенно если речь идет о в целом сопоставимых силах. Однако, не стоит забывать о том, что лучшая война – это всегда та, что так и не началась.

А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение темы читайте про «Черную акулу»: почему вертолет, обогнавший свое время, в итоге оказался бесполезным.


Обратите внимание:







13699
27.01.2023 23:17
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё