Из-за легко узнаваемых агрессивных форм шведские истребители сегодня сложно спутать с какими-либо еще. Одной из наиболее современных и перспективных машин на сегодняшний день остается Saab JAS 39 Gripen. В западных СМИ шведский многоцелевой истребитель неоднократно называли не иначе как «погибелью Су-35»! Ходили даже разговоры о том, чтобы отправить некоторое количество 39-ых в Восточную Европу. Нас же интересует ответ на главный вопрос: действительно ли JAS 39 настолько грозная машина?
Создан в конце 1980-х годов. |Фото: wikipedia.org.
Шведам нужно отдать должное хотя бы за то, что в начале 1980-х они «взялись за голову» и бросились разрабатывать свой собственный отечественный истребитель IV поколения. Подавляющее большинство работ ребята из Saab AB проделали в гордом одиночестве без чьей-либо помощи. Конкретно многоцелевой истребитель Saab JAS 39 Gripen появился на свет в 1988 году, после чего машину еще почти 10 лет всячески испытывали. В эксплуатацию 39-ый пошел лишь в 1997 году. Но насколько хорошо получилось у шведов?
Отличная машина. Но только для региональной страны. |Фото: Pinterest.
Откровенно говоря, никакой «погибелью» для российских Су-35 шведский Saab JAS 39 Gripen не был и быть не может. Во всяком случае в обозримой перспективе. На то есть две большие причины. Первая связана с характеристиками боевой машины. Скажем прямо – звезд с неба североевропейский самолет не хватает. Максимальная взлетная масса у него примерно на 25-30% меньше, чем у аналогичных самолетов других стран (в первую очередь машин США, России, Франции). Боевая нагрузка почти в два раза меньше, чем в среднем по семейству. По летным характеристикам шведский самолет также в большинстве случаев уступает аналогам, хотя и не принципиально. При этом какому-нибудь российскому МиГ-35 проигрывает по всем параметрам кроме максимальной тяги на форсаже и размеров.
Произведено их не так уж много. |Фото: mercopress.com.
Вторая причина, почему Saab JAS 39 Gripen не представляет угрозы для российских ВВС лежит в плоскости производства. В общей сложности шведы выпустили от 260 до 270 таких машин. Примерно 160 самолетов стоят на вооружении самой страны. Оставшиеся эксплуатируют Венгрия, Чехия, ЮАР, Таиланд и Бразилия. Другими словами, какого-либо ошеломительного коммерческого успеха за самолетом нет, а значит выпускать их в кратчайшие сроки десятками или сотнями возможностей также нет. Было бы ошибкой думать, что JAS 39 – это плохой самолет. Нет, это хорошая региональная машина. Но не более того.
Угрозы нет. ¦Фото: hdpic.club.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про Ла-5ФН: как в Советском Союзе был создан достойный ответ «Мессерам».