Огромную роль в ключевых сражениях Великой Отечественной войны играли бронетанковые войска. Тяжелые танки – боевые машины более 40 тонн весом, оснащенные крупнокалиберной пушкой и несколькими пулеметами. Эта тяжелая бронетехника требовалась в наступлениях на хорошо укрепленные позиции врага, чтобы поддерживать наступающую пехоту и средние танки.
Познакомимся с шестью советскими боевыми машинами, внесшими неоценимый вклад в победу Советского Союза.
1. Тяжелый танк КВ-1
КВ-1 поступил на вооружение Красной армии с 1940 года/ Фото: gamingsport.ru
Машина находилась на вооружении Советского государства еще до того, как на страну напала нацистская Германия – с 1940 года. Танк КВ (по имени Климента Ворошилова) представлял собой конструкцию, передовую по своей новизне и научно-производственным идеям. Решения включали индивидуальную торсионную подвеску, надежную броневую защиту, дизельный двигатель, универсальное мощное орудие.
Впервые в Союзе в серийном танке применили классическую компоновку – последовательно разделили броню корпуса на зоны: управление машиной, боевое отделение, моторный отсек. Это существенно повысило защищенность и дало возможность модернизации техники.
При постройке корпуса боевой техники использовали сварные катаные бронеплиты, имеющие в толщину от 20 до 75 мм. Углы наклона при установке броневых плит в лобовой части обеспечивали защиту от попаданий. Для серийных КВ-1 имелись три варианта башен: литая, сварная прямоугольная ниша и сварная закругленная ниша.
Орудие танка несколько раз прошло замену: первоначально это была пушка Л-11 калибра 76,2 мм, в боекомплекте 111 выстрелов. Затем ее сменила 76-миллиметровая Ф-32, и в 1941 году окончательно утвердилась пушка ЗИС-5 с более длинным стволом. Машина хорошо показала себя в бою – ни одной противотанковой пушке врага не удалось пробить броню КВ-1.
2. Тяжелый штурмовой танк КВ-2
Танк КВ-2 был оснащен 152-мм гаубицей/ Фото: wikimedia.org
Когда Красной армии потребовался мощный и хорошо защищенный танк для военных действий против Финляндии, конструкторы предложили КВ-2. Он должен был справляться с фортификационными укреплениями врага – дотами и надолбами. По запросу Военного совета Северо-Западного фронта, танк оснастили 152-миллиметровой гаубицей.
Разработку проекта завершили в кратчайшие сроки – через две недели, в феврале 1940 года, показали опытный образец под кодовым обозначением У1, которое в 1941 году сменили на КВ-2.
Поставленная на машину гаубица М-10Т образца 1938 года была довольно эффективна для своего времени. Ее 52-килограммовый бронебойный снаряд, выпущенный на скорости 436 м/сек, с 1500 метров мог пробить бронь толщиной 72 мм. Также входил в комплект бетонобойный 40-килограммовый снаряд для пробивания бетонных стен и конструкций.
У КВ имелось слабое место – частые поломки трансмиссии и ходовой части, что сказалось на больших потерях техники в самом начале войны. К тому же недостаточно квалифицированной была подготовка танкистов, а экипажи страдали от некомплекта боеприпасов.
Но все же танки КВ оказались неприятным сюрпризом для наступающего противника.
3. Скоростной танк КВ-1С
Всего было произведено 1106 экземпляров танка КВ-1С/ Фото: tanki-tut.ru
Сражения на поле боя показали, что тяжелый танк КВ-1, который доминировал в армии, слишком тяжел и недостаточно подвижен, к тому же его часто подводит трансмиссия. По требованию командования в 1942 году приступили к разработке модернизированного танка – меньшего по габаритам, бортовое бронирование уменьшено, но зато более скоростного, с заменой коробки передач и трансмиссии на новое оборудование.
Для танковой брони использовались катаные бронеплиты от 20 до 75 мм, установленные наклонно под углами. Новая башня получила обтекаемую форму, за ее основу взяли броневую отливку 75 мм в толщину.
Гусеничную боевую технику КВ-1С вооружили 76,2-мм нарезной пушкой ЗИС-5 со стволом калибра 41,5. Эта машина стала первым танком, серийно производимым в СССР, оснащенным командирской башенкой, где обзор обеспечивали пять смотровых щелей.
Танк приняли на вооружение в августе 1942 года, после чего ЧКЗ сразу приступил к серийному производству. Всего было произведено 1106 машин КВ-1С.
4. Тяжелый танк КВ-85
Танки КВ-85 использовались при освобождении Украины и Крыма/ Фото: progorod58.ru
Армия нацистской Германии накануне 1943 года получила на вооружение «Тигры» – новейшие тяжелые танки. Отечественные КВ-1, которые им противостояли, сразу же оказались устаревшими. Поэтому назрела необходимость срочно создать новую тяжелую машину, способную выдерживать пушечный огонь «Тигров».
Первый опытный образец КВ-85 представили в июле 1943 года, его обозначение 85 указывало на 85-мм пушку Д-5Т в качестве вооружения. Это орудие оказалось способно пробивать броню немецких «Тигров». Использовалось шасси от КВ-1С, а башня была установлена от нового советского танка ИС.
Так как новые танки были крайне нужны на поле боя, были ускорены испытания КВ-85 – он прошел только заводскую обкатку, но это засчитали как государственные испытания. Танк на скорости 16,4 км/час прошел 284,5 км. Серийное производство тяжелого танка началось сразу же.
Эти танки воевали на Четвертом Украинском фронте, освобождая Украину и Крым. К осени 1944 года все тяжелые КВ-85 оказались потеряны, однако они проявились в сражениях как грозные соперники немецкой бронетехники.
5. Тяжелый танк ИС-1
Толщина брони танка ИС-1 составляла 20-90 мм/ Фото: wikimedia.org
С появлением на полях сражений зимой 1942-1943 годов новейшего тяжелого танка вермахта «Тигр» военно-научная мысль советских ученых ускорилась – необходимо было противопоставить врагу свою мощную боевую машину. Прототипами стали опытные варианты КВ-1С и КВ-13.
Созданный танк ИС-1 (Иосиф Сталин) получил компоновку плотнее, чем у КВ-1С, вследствие чего при меньшем весе у него было усиленное бронирование и выше быстроходность. Корпус производился сваркой катаных бронеплит, в толщину от 20 до 90 мм. Лобовую часть сделали литую и обтекаемую, толщина ее составляла от 30 до 120 мм в разных местах.
Башня танка отливалась и имела усложненную геометрическую форму. Для бортов 100-мм толщины для противостояния ударам снарядов предусмотрен угол наклона. В качестве орудия у танка имелась 85-мм пушка Д-5Т 1943 года.
Общее число выпущенных ИС-1 составляло 107 машин. Однако надежд командования они не оправдали. В первом же бою выяснилось, что немецкие «Пантеры» способны пробить лобовую броню, а неполадки одной из групп машин не позволили танкам вступить в бой.
Вскоре этот танк заменили на более совершенный ИС-2, хотя уцелевшие ИС-1 продолжали сражаться, а 53 из них все еще оставались на вооружении до 1950 года.
6. Тяжелый танк ИС-2
Танки ИС-2 участвовали в штурме Бреслау, Будапешта и Берлина/ Фото: topwar.ru
Поступивший в 1943 году в серийное производство, ИС-2 стал танком Победы, приняв непосредственное участие в освобождении городов и в сражениях 1944-1945 годов. Его решили сделать на базе опытной разработки КВ-9. Для вооружения прототипом послужила пушка 1938 года А-19. Новая пушка образца 1943 года Д-25Т калибра 122 мм предназначалась для танка ИС-2.
Бронирование было противоснарядным, дифференцированным. Защиту корпуса обеспечивали сварные плиты от 20 до 90 мм. Начиная с 1944 года, при производстве лобовую часть танка стали делать литой, вследствие чего он уже мог выдерживать даже выстрелы 88-мм пушки Pak 43 немецкой САУ «Фердинанд».
Всего до июня 1945 года было выпущено 3475 тяжелых машин ИС-2. Танки успешно штурмовали хорошо укрепленные города – Бреслау, Будапешт и Берлин. В боях за Вислу и Одер участвовали 23 танка ИС-2, и ни один из них не был безвозвратно потерян.
Интересно также узнать, зачем в СССР пытались сделать танк на ракетной тяге, и что получилось из этих экспериментов.