
В 1944 году советские ВВС получили новый истребитель. Для отечественных лётчиков Як-3 стал долгожданной «обновкой», позволившей окончательно склонить чашу весов в пользу советских соколов. Увы, на войне не обходится без потерь и в ходе одном из боёв новейшая «Тройка» всё-таки попала в руки тевтонцев. Немцы не просто изучили новейшую машину большевиков самым пристальным образом, но и скопировали из неё отдельные по-настоящему удачные решения.

Начало войны было сложным.
Когда речь заходит о временах Второй мировой войны и её предвоенного периода часто приходится слышать, как та или иная вещь была подсмотрена у немцев. На самом же деле масштаб этого копирования во многом преувеличен обывательским сознанием и популярной литературой. Что никак не отменяет хрестоматийно известных примеров вроде создания мотоциклов «Урал» и «Днепр» на базе BMW R71 или скрупулёзного излучения советскими специалистами немецких «бронепрожигающих» (кумулятивных) снарядов. Но куда интереснее то, что заимствования в действительности носили взаимный характер. Одним из ярчайших тому примеров стала история с советскими истребителями Як-3.

Ситуация начала меняться лишь к 1942 году.
Начало Великой Отечественной войны оказалось крайней тяжелым для всего Советского Союза, при этом едва ли не больше всего досталось советским ВВС. В 1941 году Союз едва ли не полностью утратил господство в воздухе над родной землёй. Новейшие немецкие самолёты, доработанные по результатам гражданской войны в Испании, беспощадно громили советских соколов, имея целый ряд неоспоримых преимуществ в области лётно-технических характеристик. Меняться ситуация в небе начала лишь летом 1942 года, когда в войска стали поступать первые новейшие самолёты Ла-5. Советские войска встретили «обновку» с большим энтузиазмом, однако противостояние советских и немецких машин в области ЛТХ на этом не закончилось. Вопрос о создании ещё более совершенных истребителей постоянно стоял на повестке дня.

Нужны были новые самолёты.
В конце 1942 года появился прототип будущего Як-3, который удалось «обкатать», довести до ума и запустить в серийное производство к концу 1943 года. Наконец, весной 1944 первые истребители нового образца были отправлены в действующие войска. С появления «тройки» началось планомерное забивание гвоздей в крышку гроба люфтваффе. Новинка быстро завоевала сердца советских лётчиков, так как благодаря возросшим ЛТХ позволяла эффективно противостоять лучшим из немецких машин в лице Messerschmitt BF109 и Focke Wulf FW190. При том, что в годы войны было выпущено 4 111 советских Як-3, до конца 1944 года советские ВВС потеряли всего 90 этих машин, из которых в бою погибло лишь 56 самолётов. А в 1945 году общие потери Як-3 составили всего 25 машин.

Появился новейший самолёт.
Красноречивым свидетельством тотального превосходства Як-3 над аналогичными машинами люфтваффе стал воздушный бой 18 советских «Троек» против 24 немецких Bf-109G и FW-190А. По результатам столкновения противник лишился 15 машин, в то время как советский истребительный полк потерял всего одну. При этом как минимум один Як-3 из состава эскадрильи «Нормандия-Неман» попал в руки немцев в качестве трофея. Заполучив новейшую машину, немцы сразу же отправили её в тыл для испытаний. Там самолёт поднялся в небо под управлением лётчика Ганса Лерхе. После проведения тестов тевтонские специалисты составили развёрнутый отчёт о плюсах и минусах нового советского самолёта.

Немцам удалось захватить один самолёт.
Як-3 был удостоен похвалы врага за высокую манёвренность, предельную лёгкость конструкции, простоту в управлении, а также конструкцию и аэродинамические качества крыльев и фюзеляжа. Отдельно немцы похвалили конструкцию шасси, обеспечивающую максимальную устойчивость машины при посадке. При этом Як-3 был раскритикован за отсутствие бронестекла, мачты антенны, низкую дальность полёта (в угоду облегчению конструкции), плохую приспособленность для выполнения ночных полётов, малую прочность и долговечность крыльев. Поругали немцы Як-3 и за плохой (по их мнению) вид из кабины, который был ограничен двигателем самолёта.

Совершенство машины признал даже враг.
По итогам работы, немецкая комиссия признала Як-3 прогрессивной конструкцией и рекомендовала заимствовать у советских инженеров целый ряд успешных решений в области конструкции крыла и фюзеляжа с целью повышения аэродинамики немецких машин. Также несмотря на то, что германцы заклеймили Як-3 как крайне недолговечную конструкции, им очень понравилась идея использования сверхлёгких материалов с целью облегчения машины, пускай и ценой износостойкости отдельных элементов.
А вот интересное видео с нашего канала – какие мотоциклы «Урал» сегодня выпускает ИМЗ, и почему они такие дорогие:
В продолжение темы читайте о том, почему красноармейцы не любили ППШ-41 и за какие недостатки его регулярно критиковали.
