Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

Почему на привычном пути чаще попадают в ДТП, и другие психологические фишки, которые подстерегают за рулём



Каждый человек хотя бы раз в своёй жизни сталкивается с каким-либо психологическим феноменом, и участники дорожного движения исключением не являются. Собственно говоря, они как раз подвержены целому ряду поведенческих феноменов, которые давно объяснили психологи. И хотя сами водители зачастую даже не догадываются, что попадают в ловушку собственного сознания, об этих явлениях стоит знать, чтобы не стать причиной ДТП и не подвергнуть риску своё и чужое благополучие на дороге. Вашему вниманию 6 психологических фишек, которые подстерегают за рулём.


1. «Асимметрия дорожного общения»


Водители не просто так агрессируют за рулём - так влияет сам дорожный поток.

Водители не просто так агрессируют за рулём - так влияет сам дорожный поток.


У этого психологического состояния есть и более прямолинейное название - «дорожное бешенство», и с ним сталкивались едва ли не все водители. Это когда в стрессовой ситуации на дороге, например, если вас внезапно подрезали, у вас появляется непреодолимое желание наорать и отправить по неприличному адресу того, кто это сделал, что некоторые ещё и делают вслух. По мнению учёных, рассматривавших феномен «асимметрии дорожного общения», он является ключом к появлению агрессивных состояний за рулём, потому что в потоке машин постоянная необходимость то обгонять, то уступать дорогу считывается мозгом как масса конфликтов, а вторая их сторона - другой водитель - не находится с вами лицом к лицу, что раздражает ещё сильнее, потому-то и происходит такая яркая, эмоциональная реакция.

2. Связь анонимности водителя и агрессии


В кабриолете меньше анонимности, и в нём люди будут вести себя менее агрессивно.

В кабриолете меньше анонимности, и в нём люди будут вести себя менее агрессивно.


Ещё одна вещь, которая побуждает водителей реагировать на стрессовые ситуации более агрессивно - это фактор анонимности, который предоставляет большинство автомобилей. Эффект схожий с анонимностью в интернете, когда люди прячутся за никами и отсутствием реальных фотографий, чтобы писать даже самые гадкие свои мысли, не боясь, что их кто-то узнает: салон машины предоставляет похожее ощущение. Впрочем, не всегда: по информации редакции novate.ru, если водители и пассажиры ездят в кабриолетах с открытым верхом, то они склонны лучше держать себя в руках - анонимности в таком случае куда меньше.

3. Эффект пересечения взглядами


Если водитель взаимодействует взглядом с другими, его пропустят с большей вероятностью.

Если водитель взаимодействует взглядом с другими, его пропустят с большей вероятностью.


Контакт глазами с другим водителем - ситуация не очень редкая за рулём. Но мало кто знает, какой мощный психологический эффект может дать такое пересечение взглядов. Дело в том, что такой тип контакта является одним из главных факторов социального взаимодействия и демонстрации открытости, что располагает к вам другого человека. Поэтому этот способ можно применить, если хочется, чтобы вас уступили дорогу - различные эксперименты психологов доказали, что водителей, который смотрит в глаза другим участникам движения на более чем в полтора раза чаще пропускают.

4. Правило трёх секунд


Хватит трёх секунд на что-то отвлечься, чтобы могло случиться ДТП.

Хватит трёх секунд на что-то отвлечься, чтобы могло случиться ДТП.


Одно из самых важных правил, которое стоит запомнить водителю - в среднем, для создания аварийной ситуации, водителю достаточно отвлечься от дороги всего на три секунды. Более того, такие моменты происходят во время поездок постоянно у большинства участников движения: согласно статистике, только на поиск какой-нибудь вещицы вроде очков или бутылки воды человек за рулём отвлекается более 10 раз за час. И если в большинстве случаев это никак не заканчивается, то в некоторых моментах такое отвлечение приводит к полноценному ДТП.

5. Стаж вождения влияет на видение дороги


Опытный водитель чаще будет смотреть в зеркала или вдаль, новичок упирается глазами в дорогу.

Опытный водитель чаще будет смотреть в зеркала или вдаль, новичок упирается глазами в дорогу.


Оказывается, опытный водитель и новичок смотрят на дорогу совершенно по-разному. Психологи проводили различные тесты с целью выяснить, каким образом считывают ситуацию во время движения люди с разным стажем вождения. И выяснилось, что новички обычно вглядываются чётко прямо на дорогу, знаки и разметки, так как опасаются попасть в аварийную ситуацию. А вот опытный водитель, имея более совершенный навык, чаще действует на инстинкте, двигаясь по пути, а его глаза не так сильно сосредотачиваются на массе конкретных объектов - они смотрят как бы общим взглядом, мониторя всю ситуацию на дороге, вплоть до неосознанного использования бокового зрения.

6. Парадокс привычки


Проще попасть в ДТП в собственном дворе, потому что это место слишком знакомо.

Проще попасть в ДТП в собственном дворе, потому что это место слишком знакомо.


С одной стороны, отточенный навык помогает опытным водителям не попасть впросак там, где ошибётся новичок. Однако у закрепившейся в сознании привычки есть и другая сторона: она может привести к аварии в самом знакомом нам месте. Такой феномен возникает потому, что при движении по родному двору или дороге, где ездишь каждый день возникает ложное чувство полного контроля, ведь этот путь заезжен до дыр. Однако подобный автоматизм в сознании может привести к невозможности вовремя среагировать на что-то, чего обычно не происходит: например, внезапно выскочившей машины рядом. Поэтому важно хотя бы иногда менять привычный маршрут, чтобы дать мозгу необходимый ресурс для поддержания активной деятельности.

В дополнение к теме - история ещё одного психологического феномена за рулём: Как у водителей возникает состояние «дорожного гипноза», и может ли это стать причиной ДТП

Обратите внимание:

0
1914
Версия для печати