Если посмотреть на танки Второй мировой войны, то можно заметить одну очень интересную деталь, которая лежит буквально на поверхности, но в глаза почему-то сильно не бросается. Она заключается в том, что у многих советских танков в отличие от немецких отсутствие на стволе дульный тормоз. В чем же заключается причина такой особенности конструкции отечественных машин и означает ли это, что наши танки были все-таки хуже немецких?
Не только у советских танков. |Фото: avto.goodfon.ru.
Если внимательно посмотреть на бронетехнику разных стран периода Второй мировой войны, то станет понятно, что дульного тормоза не было не только у некоторых советских танков. Отсутствует он и у отдельных немецких машин, более того, дульного тормоза нет на некоторых моделях основного американского танка «Шерман». Подобным образом дела обстоят с британской, японской и другой техникой. В чем же заключается дело? Очевидно, что ответ на вопрос кроется не в слове «экономия».
Все зависит от пушки. |Фото: fishki.net.
Правильный ответ – техническая необходимость. Танковые орудия Второй мировой войны, особенно ее первой половины, значительно уступали по мощности тем орудиям, что стали ставить во всех странах на танки уже в годы холодной войны. Современные пушки куда мощнее, а потому каждая из них поголовно нуждается в дульном тормозе. Как несложно догадаться, данное устройство позволяет сокращать количество пороховых газов, попадающих во внутрь машины, а также существенно сокращает отдачу орудия.
ЕСЛИ ВАМ НАДОЕЛО ЧИТАТЬ, МОЖНО ПРОСМОТРЕТЬ СТАТЬЮ ЗДЕСЬ:
У мощных танков были. |Фото: wikimapia.org.
Создать мощную пушку без тормоза теоретически можно, однако в этом случае придется предоставлять ей больше места для «хождения». А так как в танке со свободным местом есть известные проблемы, то такой подход является банально не конструктивным и не рациональным. Другое дело танки с пушками малой мощности, как ранние Т-34, «Шерманы» и многие немецкие легкие танки. Слабая отдача делает дульный тормоз банально не нужным.
А вот и немецкий. |Фото: 1zoom.me.
Существует и вторая причина – тактика ведения боя. Дульный тормоз создает облако горячих газов, которые представляют серьезную опасность для людей, стоящих в непосредственной близости от танка. Такая машина неприменима для осуществления танкового десанта (когда пехота садится на броню).
Таки были разными. ¦Фото: badfon.ru.
Тем не менее, в годы Великой Отечественной войны активно шла гонка пушки и брони. Силу и качество защиты старались постоянно увеличивать, а потому к 1944 году почти все отечественные танки, в том числе новые модификации Т-34 стали получать мощные пушки, которые уже не могли обходиться без дульного тормоза.
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать про то, зачем на башню танка Т-90 натягивают сетку (спойлер: не для маскировки).