Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

Фанерная авиация: деревянные боевые самолёты Второй мировой войны




Боевой самолёт вызывает яркие ассоциации с рёвом двигателей, мощным вооружением и алюминиевым фюзеляжем с заклёпками на стыках. Правда, так было не всегда, и авиация времён Второй мировой войны сильно отличалась от современных представлений. Как это ни парадоксально, но во время создания целого ряда моделей использовался весьма архаичный материал – дерево, о применении которого конструкторы уже успели подзабыть.


Деревянные боевые самолёты

Современная реконструкция./ Фото: dzen.ru

Современная реконструкция./ Фото: dzen.ru


Когда авиаконструкторам потребовался материал с маленьким весом и большой прочностью, они активно стали использовать алюминий, заменив с его помощью сталь, дерево и ткань. Дерево быстро отошло в прошлое, и к нему больше никто не собирался возвращаться, поскольку это налагало серьёзные ограничения на конструкцию самолётов. Правда, во время Второй мировой войны о нём опять вспомнили, причём далеко не от хорошей жизни. Производство алюминия требовало сложной металлургии, электроэнергии, химии и многих других дефицитных в военное время ресурсов. Да и сам металл расходовался быстрее, чем его успевали добывать и обрабатывать.

Самолёт У-2 (По-2)./ Фото: wikipedia.org

Самолёт У-2 (По-2)./ Фото: wikipedia.org


Древесина, напротив, была доступна в промышленных объёмах, хорошо поддавалась обработке даже без специализированных цехов, а главное — не требовала сложной обработки. Применялась в основном авиационная фанера, чаще всего многослойная берёзовая. В передовых моделях древесина обрабатывалась синтетическими смолами, пропитками и затем формовалась в прессах под давлением, что придавало деталям прочность, не уступающую лёгким алюминиевым сплавам.

Деревянный Heinkel He 162./ Фото: hdpic.club

Деревянный Heinkel He 162./ Фото: hdpic.club


Плюсов у дерева в качестве материалов для самолётов было много. К примеру, при равной площади обшивки дерево было гораздо легче, а ремонт фюзеляжа не требовал слишком больших усилий, в аэродинамических качествах тоже был выигрыш. Конечно, минусов было не меньше, всё-таки дерево – капризный и не самый лучший конструкционный материал, чувствительный к влажности, перепадам температур и динамическим нагрузкам. Тем не менее фанерные самолёты стали вполне жизнеспособным классом авиации и показали весь свой немалый потенциал.

1. Фанерные истребители Великобритании

De Havilland Mosquito./ Фото: digitalcombatsimulator.com

De Havilland Mosquito./ Фото: digitalcombatsimulator.com


В самой промышленно развитой стране Европы, где алюминия всегда хватало, фанерный самолёт стал одним из лучших боевых машин войны. De Havilland Mosquito, спроектированный как скоростной разведчик и лёгкий бомбардировщик, изначально вызвал скепсис у военных, которым деревянный корпус казался устаревшим решением. Но проект одобрили, и вскоре «комар» поднялся в небо. Его строили из бальсы, еловых реек и формованной фанеры, собранной вручную на мебельных фабриках. Фюзеляж клеили из двух половинок в пресс-формах, с последующим склеиванием по шпангоуту, а деревянная обшивка пропитывалась смолами на основе казеина или синтетики, обеспечивая нужную прочность и защиту от влаги.

De Havilland Mosquito./ Фото: xyht.com

De Havilland Mosquito./ Фото: xyht.com


В отличие от клёпанных алюминиевых корпусов, гладкий фанерный фюзеляж давал отличную аэродинамику. Скорость Mosquito превосходила даже истребители противника, особенно на больших высотах. Он летал выше, нёс внушительную бомбовую нагрузку и при этом не требовал сложного производства. Всего построили более семи тысяч таких машин, и ни один другой фанерный самолёт не добился столь массового и успешного боевого применения.

2. Деревянный антикризис в Германии

Heinkel He 162 Salamander./ Фото: pinterest.com

Heinkel He 162 Salamander./ Фото: pinterest.com


Третьему рейху, несмотря на высокий уровень индустриализации, к концу войны стало остро не хватать стратегических материалов. Под ударами авиации союзников алюминиевые и сталелитейные заводы разрушались, и авиастроение начало искать обходные пути. Так на свет появился Heinkel He 162 Salamander — реактивный истребитель, собранный в спешке, с корпусом из дерева. Он проектировался под лозунгом «самолёт для народа» и должен был строиться в любых условиях, включая школы и мастерские. Фюзеляж был частично фанерным, с приклеенными носовыми и хвостовыми секциями. Его главная проблема заключалась в том, что клей оказался нестабилен при перепадах температуры и влажности, поэтому в полёте фанера могла трескаться или расслаиваться.

Тренировочные DFS Kranich./ Фото: wikimedia.org

Тренировочные DFS Kranich./ Фото: wikimedia.org


Были и другие примеры: тренировочные машины типа DFS Kranich, планеры, частично деревянные Messerschmitt Bf 108, даже прототипы тяжёлых бомбардировщиков. В некоторых проектах применяли фанеру с древесным наполнителем и обшивку на основе тканевой пропитки. Несмотря на технический риск, фанера позволила немцам сохранять темпы выпуска учебной и частично боевой авиации вплоть до 1945 года.

3. Быстрое и дешёвое самолётостроение в СССР

Самолёты По-2 (У-2)./ Фото: dzen.ru

Самолёты По-2 (У-2)./ Фото: dzen.ru


В Советском Союзе дерево в авиации применяли с самого начала, и в военные годы этот опыт оказался крайне полезен. Массивный алюминиевый фюзеляж требовал развитой промышленной базы, которой в эвакуированных тыловых условиях часто не было, поэтому делали как умели — деревянные каркасы, фанера и льняная обшивка. Чаще всего использовались схемы смешанного типа: металлические лонжероны с деревянной обшивкой. Это позволяло сэкономить металл и дать доступ к ремонту даже в полевых условиях.

Самолёт По-2 (У-2)./ Фото: blogspot.com

Самолёт По-2 (У-2)./ Фото: blogspot.com


Як-1 первых серий имел фанерный каркас хвостовой части и фанерно-льняную обшивку. По прочности эти узлы уступали алюминию, но были проще в изготовлении. Самым известным деревянным самолётом был По-2 — ночной биплан, простейший по конструкции, но крайне живучий и массовый. Его строили на сотнях площадок, часто вручную. В нём использовали берёзовую фанеру, клееную синтетическим клеем, а корпус армировали только на ключевых узлах. Перевозка в разобранном виде, быстрый ремонт, нечувствительность к качеству аэродромов — всё это делало По-2 незаменимым для ближнего тыла.

4. Почти ненужные самолёты США и Японии

Hughes H-4 Hercules./ Фото: dzen.ru

Hughes H-4 Hercules./ Фото: dzen.ru


Американская промышленность могла позволить себе использовать металл, но даже в США не отказались от фанеры. К примеру, так строили Fairchild AT-21 Gunner, учебный самолёт с частично фанерным корпусом. Его обшивка клеилась из фанеры с продольным армированием, обеспечивавшим нужную жёсткость при ограниченной массе. В проекте Waco CG-4, массового десантного планера, использовали до 70% деревянных элементов, включая силовой набор. Ещё был Hughes H-4 Hercules, построенный почти целиком из берёзовой фанеры по методу Duramold: многослойное ламинирование с проклейкой под давлением и температурой. Хотя он не воевал, сама технология повлияла на развитие композитов.

Kawanishi K9W./ Фото: airpages.ru

Kawanishi K9W./ Фото: airpages.ru


В Японии деревянные элементы встречались в палубной авиации. Некоторые модели, например, Kawanishi K9W, копировали немецкие тренажёры и имели фанерный каркас. На поздних этапах войны деревянные вставки использовались и в боевых самолётах, но в условиях тропиков фанера быстро разрушалась из-за грибка и влаги. Качество клеевых составов тоже было неважным: у Японии не хватало фенольных смол, а натуральные клеи не выдерживали нагрузки.

Ещё интересное с нашего канала:

5 откровенно странных штуковин из СССР, о назначении которых сегодня догадается не каждый



Как бы то ни было, но основным материалом для строительства боевых самолётов во время Второй мировой войны был алюминий. Именно благодаря его уникальным качествам конструкторам и удалось построить отличные истребители, которые вспоминают до сих пор.

Обратите внимание:

0
3115
Версия для печати