Создание военной техники – весьма ответственный процесс, где каждый просчёт чреват серьёзными последствиями на поле боя. Тем не менее в период между Первой и Второй мировыми войнами конструкторы ставили очень смелые эксперименты, в том числе и в разработке подводных лодок. Результатом стало оснащение субмарин спорными системами вооружений, от которых очень быстро отказались многие страны. За исключением Франции.
Подводный эксклюзив
Подводная лодка Surcouf. / Фото: warfarehistorynetwork.com
В своё время подводные лодки открыли огромные перспективы перед вооружёнными силами, а в 1922 году строительство субмарин получило очень большой импульс в виде Вашингтонского морского соглашения. Оно связывало руки военным, поскольку вводило серьёзные ограничения в строительство кораблей и оснащение их различными видами вооружений.
Подводная лодка Surcouf. / Фото: livejournal.com
Правда, оно никак не касалось подводных лодок, поэтому на них сделали главный упор, рассчитывая превратить в господствующую силу на море. Франция тоже включилась в этот процесс, разрабатывая собственные подводные лодки и оснащая их всем, что только оказалось под рукой. Цель перед конструкторами стояла грандиозная – превратить субмарину в подводный крейсер, способный участвовать в масштабных сражениях и вносить в них серьёзный вклад. Вот только некоторые из них были не только бесполезны, но и откровенно опасны для самого судна.
1. Торпедные аппараты
Торпедные аппараты. / Фото: livejournal.com
Разработки собственных подводных лодок вели многие страны, причём конструкторы быстро отказывались от спорных, неэффективных, а порой и попросту опасных решений. Франция подход в разработке менять не спешила и настойчиво использовала уже отжившие своё технологии. Яркий тому пример – французская субмарина Surcouf (N N 3), спущенная на воду осенью 1929 года.
Торпедные аппараты. / Фото: mybb.ru
Она оснащалась десятью торпедными аппаратами, но они были разного калибра. Четыре носовых торпедных аппарата имели калибр 550 мм, а по правому и левому борту на корме размещались два смешанных блока. Они включали один 550-миллиметровый аппарат и два 400-миллиметровых. Такая несуразица возникла из желания чиновников сэкономить хоть на чём-то.
Торпедные аппараты. / Фото: dzen.ru
Головные торпедные аппараты были смонтированы на палубе (внутри) и направлены вперёд, что всеми конструкторами было признано наиболее эффективным способом их использования. Кормовые же работали по совершенно другому принципу. Три торпедных аппарата с каждой стороны были собраны в один подвижный блок, он прятался в корпусе и выдвигался во время подготовки к стрельбе. Его можно было произвольно направить независимо от того, в каком направлении двигалась подводная лодка. Теоретически, это давало большие преимущества, поскольку экипажу не приходилось разворачивать субмарину для запуска торпед, а время на подготовку к залпу существенно сокращалось.
Торпедные аппараты. / Фото: dzen.ru
К сожалению, практическая польза оказалась крайне сомнительной. Торпедные аппараты были открытыми, и во время погружения на большую глубину корпус торпед деформировался давлением, что создавало серьёзную опасность для подводной лодки. К тому же выступающие конструкции создавали серьёзную турбулентность и мешали движению. Французские конструкторы об этом, конечно же, знали, но надеялись каким-то чудом побороть физику. Как оказалось, толку от этих усилий не было никакого.
2. Главное орудие
Орудие Surcouf. / Фото: livejournal.com
Если использование подобных торпедных аппаратов ещё можно хоть как-то оправдать, то оснащение подводной лодки артиллерийским орудием выходит за рамки любой логики. Французской командование желало превратить субмарину в некий аналог тяжеловооруженного крейсера, поэтому одним из обязательных условий была установка орудийной башни с двумя 203-миллиметровыми пушками. Конечно, это могло стать большим преимуществом, если бы не превратилось в большую техническую нелепость.
Орудие Surcouf. / Фото: warspot.ru
Орудийная башня с частичным бронированием оказалась крайне тяжёлой. На большом военном судне ей было бы самое место, но сравнительно маленькая субмарина оказалась неспособна выдержать такую ношу. Подводной лодке и так приходится постоянно держать равновесие и корректировать положение, и огромный груз в самой верхней точке оказался явно лишним. На поверхности воды в вертикальном положении подводная лодка удерживалась с большим трудом и постоянно норовила завалиться на бок.
Орудие Surcouf. / Фото: pinterest.com
Ещё больше проблем с балансом возникало во время погружения, процесс непозволительно затягивался, а для противника это был отличный шанс на ответный удар. К тому же поворачивать башню было совершенно невозможно: на поверхности воды субмарина неизменно валилась на бок, а на перископной глубине начинала течь и возникала угроза затопления.
Подводная лодка Surcouf. / Фото: pinterest.com
Из-за попыток навесить на подводную лодку устаревшее и явно неподходящее вооружение у неё было столько проблем, что она по большей части выполняла роль выставочного образца, демонстрируя французские «достижения» в военной технике. Субмарина Surcouf стала ярким примером настойчивости французских конструкторов в реализации сомнительных идей. В итоге она бесславно затонула, каким-то образом столкнувшись в Атлантике с американским сухогрузом.
Подводные лодки прошли длинный путь эволюции, теперь они имеют громадные размеры и на них устанавливают ядерные реакторы.